Posted 16 марта 2023,, 09:13

Published 16 марта 2023,, 09:13

Modified 16 марта 2023,, 09:18

Updated 16 марта 2023,, 09:18

В одной из больниц Оренбурга

Плоды оптимизации: почему в России пациенты не могут получить нормальные медуслуги?

16 марта 2023, 09:13
Фото: 56orb.ru
В одной из больниц Оренбурга
Ситуация в первичном звене здравоохранения начинает приобретать характер катастрофы. Работа поликлиник не устраивает врачей, а пациентам по объективным причинам не нравится то, что им предлагают медики.

На «горячей линии» Лиги защиты пациентов изданию «Новые известия» сообщили, что от пациентов регулярно поступают жалобы на отказы в направлениях на высокотехнологичную помощь.

Взять хотя бы эндопротезирование. Попасть на программу послеоперационной реабилитации сложно, так как не хватает специалистов. Поэтому и сроки записи к ним откладываются на неопределенное время, пока не появится работник. А пациенты не могут получить вовремя нужное лечение. Стоит ли говорить, что отказ поликлиники в направлении для пациентов, болеющих  кардиологическими и онкологическими заболеваниями, оборачиваются трагедией.

Надо понимать, что поликлиники – это вообще не лечебные учреждения. У нас они превратились в такие точки, где выдают справки, направления , больничные и прочие бумажки. К этому добавляется общий дефицит врачей. С каждым годом все больше тех, кто не хочет работать с людьми, к тому же указы президента о повышении зарплат врачам реально не выполнены, особенно это касается регионов. Медик приходит на работу, ему предлагают какую-то минимальную сумму, на которую и прожить-то невозможно, но говорят, что будут стимулирующие и доплаты. При этом никто не говорит, что все это за счет своего свободного времени, переработок и хитрых методик подсчета, — рассказывает президент межрегиональной общественной организации «Лига защиты врачей» Семен Гальперин.

Не секрет, что многие врачи стремятся переехать в Москву и Санкт-Петербург, где зарплаты выше, возможностей для развития больше, и строить профессиональную карьеру легче. Но медиков тянет не только в столицы: Ольга Вострикова, председатель Международного союза помощи и поддержки пациентов говорит, что и врачей, уезжающих за границу, в последнее время становится больше. По ее мнению, это происходит из-за выгодных условий, которые предлагают там специалистам. Отметим, что сильный отток из регионов начался во время пандемии коронавируса, когда многие врачи рванули за «ковидными выплатами» в большие города, где есть крупные клиники.

Но общая причина бедственного положения поликлиник и здравоохранения в целом – оптимизация. Но спросить сейчас, увы, не с кого, потому что все инициаторы этой затеи уехали за рубеж, на Запад, сохранять там свои деньги, заработанные на этой самой оптимизации. Ответственности за это никто не несет, а плоды пожинаем мы с вами, — считает президент межрегиональной общественной организации «Лига защиты врачей» Семен Гальперин.

Еще одной важной темой стала коммерциализация лечения. Речь про коммерческое отделение в поликлинике, где попасть на прием к специалисту проще и быстрее. То есть сейчас поликлиники помимо основной работы выполняют «коммерческий план». Семен Гальперин поясняет, что нередко функционер от медицины открывает рядом с районной поликлиникой коммерческий центр и сажает туда в качестве руководителя своего родственника. При этом работают в коммерческом центре те же врачи из районной поликлиники.

Влияет на работу поликлиники ее территориальное расположение. В Москве, Петербурге, Татарстане и Ханты-Мансийске качественной медицинской помощи добиться проще. А вот в Нижегородской области или в Удмуртии все очень печально. Про сельскую местность и говорить нечего, медицины там в принципе нет: большинство медпунктов или ФАПов разоряются, государство выделяет низкие дотации, клиника лезет в кредиты и долги, а работать никто не идет. 

Но выход есть. Эксперты советуют пациентам довериться телемедицине и искать врача, который вызывает доверие.

Издание «Новые известия» советуют же каждому потребителю, которые столкнулся с некачественной услугой, восстановить свои нарушенные права. Для этого следует обратиться к Закону РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей». Помимо этого, можно направить жалобы в региональный департамент здравоохранения или Минздрав.

"