Posted 11 марта 2023, 13:05
Published 11 марта 2023, 13:05
Modified 17 марта 2023, 04:38
Updated 17 марта 2023, 04:38
Все больше российских больниц ощущают на себе острую нехватку денег: в некоторых медучреждениях массово сокращают персонал, а в других не принимают студентов медвузов по целевому набору.
Например, в Шарье, которая является вторым городом Костромской области по численности населения, в должниках оказалась окружная больница, счета ее, конечно же, заблокировали. А это, на секунду, больница, которая лечит почти треть региона. И, если все пойдет по негативному сценарию, оставит своих пациентов без доступной медицинской помощи. Помимо этой больницы в городе есть платный медцентр, где иногда работают приезжие специалисты из Кирова и Нижнего Новгорода, но, очевидно, что оплатить предоставляемые там услуги могут далеко не все.
Однако в самой больнице население просят не волноваться, заявляя, что выйти из долгов получится, сообщает издание MK. Люди же переживают, что больницу закроют, так как пожилых врачей не сменят молодые.
Одна из медсестер медучреждения же анонимно призналась, что проблемы в больнице назревали давно.
— Зарплата у медсестер не поднимается уже 5 лет. В декабре давали деньги — для выравнивания дорожной карты. Медсестры получили почти также, как и санитарки. До сих пор работает палочковая система: чем больше людей пришло — тем больше получаешь. Сейчас должны выплачиваться социальные выплаты, которые анонсировал Путин, но их, как оказалось, достойны получать не все, а только избранные. Врачей катастрофически не хватает. Бывшего главного врача отстранили от должности за огромные долги. Но до нас никому нет дела, никто не приехал и не разобрался в ситуации, — рассказала сотрудница больницы.
Жительница Шарьи Ирина же рассказала в социальной сети, что молодежь не идет работать в медицинские учреждения.
— Все кругом твердят про цифровизацию, а у нас в больнице с врачами и медицинским персоналом беда — их не хватает. Старики, которые лечили еще меня и моих родителей, уходят на пенсию или в мир иной, а молодежь не идет. Чтобы записаться, нужно в определенное время приехать за талоном или записываться онлайн по телефону через Кострому. Шарьинская ЦРБ обслуживает северо-восток области, нередко приходится ездить на обследование то в Кострому, то в Киров, то в Нижний Новгород. До каждого из них 300 км пути, не каждый сможет. Приезжают в наш платный медицинский центр оттуда врачи, запись всегда полная. Зарплаты в городе совсем мизерные, а деваться некуда - приходится выкраивать, — пишет многодетная мать.
Другая же женщина, москвичка Валентина рассказала, как в феврале 2016 года приехала в гости в Шарью с ребенком и пожалела об этом.
— Ребенок откусил язык, но никто из специалистов не взялся делать операцию. Ждали, когда из района приедет врач-травматолог, пенсионер. С малышом ждали в коридоре больше 5 часов, — поделилась Валентина.
Но это не единственная больница России, в которой дела обстоят совсем худо. Например, во Владимире руководство городской станции скорой помощи отменили стимулирующие выплаты сотрудникам, чтобы сократить кредиторскую задолженность. А она составила 11 миллионов рублей по итогам 2022 года. К счастью, местная прокуратура потребовала сохранить премии.
Кредиторские задолженности есть и у больниц Башкортостана, Удмуртии, республики Коми. Из-за миллионных долгов сократили персонал больницы Сосногорска в Коми, у которой на 1 декабря 2022 года задолженность достигла 52 миллиона рублей.
Член совета Общественных организаций по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Алексей Старченко же заявил, что проблемы с долгами учреждений не должны касаться персонал больниц и пациентов.
— Ситуация странная, медпомощь финансируется из средств Фонда ОМС, и деньги поступают, поэтому образование задолженностей скорее говорит о неграмотном управлении. За оказание медпомощи населению сегодня отвечает субъект РФ, и он не вправе закрывать медицинские организации — об этом говорит статья 72 Конституции РФ. Доступность медпомощи у нас сегодня - госгарантия. И если у властей региона не хватает денег на поддержание медучреждений, они должны обратиться в федеральный орган власти, чтобы им помогли ликвидировать задолженности. Никакие проблемы с долгами не должны становиться проблемами граждан. Субъект РФ - это владелец медорганизаций, и их банкротство законодательством не предусмотрено, поскольку они находятся в господчинении. Что касается появления таких больших долгов у больниц, то могу предположить, что это — последствия пандемии, во время которой их накачивали деньгами, а теперь нужно рассчитываться. Но это в любом случае не проблема главного врача, а проблема властей региона, — пояснил член совета Общественных организаций по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, Алексей Старченко.
Такая же ситуация наблюдается в Оренбуржье: пока министерство здравоохранения нашего региона рапортует о строительстве новых больниц и успешном внедрении новейших технологий, многие пациенты жалуются, что качество медпомощи становится хуже, а дефицит кадров ощущается все острее; справедливости люди ищут в судах и у Президента. За два года Оренбуржье лишилось более 2000 медработников. Об этом мы подробно рассказывали в отдельном материале.