В 2025 году взлетевшие цены на новые автомобили оказались связаны с высокой стоимостью самих машин, утилизационным сбором и ключевой ставкой Центробанка. Но внезапно в этом году некоторые японские ТС стали дешеветь, чего не ожидал никто. Так, средняя стоимость подержанных авто в Приморском крае снизилась по сравнению с декабрем прошлого года до 10%.
— Заметное удешевление затронуло популярные модели Toyota Crown — минус 10,8%, Toyota Mark II — минус 8,2%, Toyota Chaser — минус 6,1% и Subaru Forester — минус 3,3%. Также в цене просели Mitsubishi Pajero и Mazda Demio. Однако некоторые автомобили, напротив, подорожали — Toyota Land Cruiser прибавил 10,4% к цене, Land Cruiser Prado набрал в денежном весе еще 8,3%, — сообщает «Восток-Медиа».
Аналитики говорят, что падение цен связано с сезонными колебаниями спроса, а дополнительным фактором стал курс валют. Осенью импортеры закупали машины по более высоким ценам, что увеличило их стоимость. А сейчас рынок адаптируется под более низкий доллар.
Но эксперты уверены, что большего понижения цен на машины ждать не стоит. Ведь даже те автомобили, ввоз которых Япония не запретила санкциями, продолжают падать в цене нехотя, взлетая вверх при каждом удобном случае. И подобные колебания характерны для регионов всей страны, в том числе и Оренбургской области.
— Рынок иностранных автомобилей, в нашем случае — японских, китайских, реже корейских машин, на протяжении последних пятнадцати лет не помнит стабильного курса, он волатилен как биткоин. Основополагающие вещи, которые формируют цену машины — курс валюты, налоговая составляющая, геополитика, геоэкономика. К примеру, японский запрет на двигатели больше двух литров и последующий ажиотажный спрос «дали в некоторые модели» полмиллиона к цене, даже без учета логистики, которая тоже подросла, — рассказал 56orb.ru главный редактор «Восток-Медиа» Андрей Голубь.
Впрочем, по словам спикера, даже при сложившихся обстоятельствах, «условно новая» японская машина остается реальностью.
— Для меня как для приморца, который по цене Лады в сухой комплектации без подушек безопасности, может привести себе «фаршированную» Камри, вопроса о выборе машины не стоит, — отметил Андрей Голубь.
Эксперты говорят, что есть несколько факторов, которые могут повлиять на развитие авторынка в ближайшие годы, включая 2025 год. И есть вероятность, что цены на авто будут падать.
— Один из факторов — появление и популяризация электромобилей. Многие страны активно стимулируют переход на электрокары, вводя субсидии и налоговые льготы. Ожидается, что к 2025 году доля EV на мировом рынке увеличится. Это может привести к снижению цен на традиционные автомобили с двигателями внутреннего сгорания, поскольку производители будут вынуждены конкурировать с электромобилями, — прокомментировала 56orb.ru Ольга Козлова, эксперт по развитию и продвижению продуктов компании «Передовые Платежные Решения».
Другой фактор, который может сказаться на ценах на авто — экономические условия и экологические нормы.
— Если мировая экономика будет стабильной, то спрос на автомобили останется высоким. Однако экономические кризисы или геополитическая нестабильность могут привести к снижению спроса и, соответственно, к падению цен. Строгие экологические стандарты во многих странах заставляют производителей улучшать топливную экономичность и снижать выбросы углекислого газа. Это требует инвестиций, что может повысить стоимость новых авто. А еще современные автомобили становятся более технологичными, оснащенными мультимедийными комплексами и подключаемыми сервисами. Эти дополнительные функции увеличивают стоимость автомобиля, однако конкуренция между производителями может сдерживать рост цен. И колебание цен на сырьевые товары может отразиться на конечной стоимости автомобилей, — говорит Ольга Козлова.
Ожидается, что средняя цена нового автомобиля, как предполагают эксперты, вырастет. И произойдет это из-за внедрения новых технологий, ужесточения экологических норм и роста затрат на производство. При этом можно рассчитывать на снижение цен на подержанные машины, так как многие владельцы старых авто будут переходить на более современные и экологичные модели.
— Примерный прогноз несет в себя 3 сценария. Умеренный сценарий: цены могут вырасти на 10–15% в 2025 году, если экономическая ситуация останется относительно стабильной. Пессимистичный сценарий: в случае серьезных экономических потрясений или резкого ослабления рубля цены могут подняться на 20–30%. Оптимистичный сценарий: при улучшении экономической обстановки и снижении курса иностранных валют цены могут остаться на уровне текущих значений или даже немного снизиться, — прокомментировала 56orb.ru Ольга Козлова, эксперт по развитию и продвижению продуктов компании «Передовые Платежные Решения».
Дать точный прогноз по авторынку пока сложно, так как в этом году он будет находиться под влиянием множества факторов: экологические требования, развитие технологий, экономические условия и потребительские предпочтения.
— Можно ожидать увеличения средней цены на новые автомобили, особенно на высокотехнологичные модели, тогда как цены на подержанные машины могут снизиться, — отмечает Ольга Козлова.
О том, что автомобили могут подорожать до 30%, говорит и руководитель управления по работе с импортерами Газпромбанк Автолизинг Александр Корнев.
— При позитивном сценарии ожидается объем продаж легковых машин на уровне 1,65 шт (+6% к прошлому году), при негативном — 1,5 млн (-4%). В лидерах останутся: Lada, Haval, Changan, Geely и Chery. Традиционного весеннего оживления в этом году с учетом текущей ставки ЦБ и цен на автомобили ждать не стоит. На первую половину года придется до 40% продаж. Осенью при смягчении денежно-кредитной политики ЦБ мы увидим реализацию волны формирующегося на сегодня отложенного спроса, — прокомментировал 56orb.ru Александр Корнев.
Как в сегменте новых, так и поддержанных машин авторынок может прибавить по ценам в пределах 15%- 30% за год.
— Текущее временное усиление рубля может притормозить цены на автомобили, но после коррекции национальной валюты машины снова будут дорожать. Из-за падающего спроса у дилеров замедляются обороты. Это заставляет их заранее закладывать в ценники дополнительную маржу, чтобы осилить будущие закупки по новым прайсам. При этом стоит помнить, что машины часто у дилеров не в собственности, а зачастую в факторинге, а с текущей ключевой ставкой и «медленными» продажами это бремя еще больше усиливается. Никто не отменял и влияние утильсбора, — говорит Александр Корнев.
Подорожают, по словам спикера, как иностранные марки, так и отечественные автомобили
Напомним, ранее 56orb.ru сообщал о том, что будет с ценами на бензин в 2025 году. Подробности — в материале.