Posted 16 июля, 15:10
Published 16 июля, 15:10
Modified 17 июля, 03:06
Updated 17 июля, 03:06
Индексация утилизационного сбора приведет к удорожанию популярных автомобилей в России. Министерство промышленности и торговли собирается ежегодно увеличивать утильсбор, начиная с 2024 года. Базовая ставка для легковых автомобилей равна 20 тысячам рублей, а коэффициент варьируется в зависимости от типа транспортного средства и объема двигателя.
Как пишет «НИ», наибольшее повышение затронет автомобили с двигателями объемом от 1 до 2 литров. В 2024 году коэффициент для этой категории подскочит с 15,03 до 27,81, что увеличит утильсбор на 255,6 тысяч рублей. К 2030 году этот коэффициент вырастет до 58,62, что приведет к дополнительным расходам в размере 871,8 тысяч рублей. В результате покупатели таких машин будут вынуждены платить государству 1 172 400 рублей сверх налогов и пошлин.
Такая же судьба ожидает электромобили и гибриды, для которых утильсбор также поднимут. Этот шаг направлен на уменьшение конкуренции с автомобилями марки Lada.
Утильсбор изначально был введен для стимулирования автопроизводителей к локализации производства в России. Изначально его платили только импортеры, но позже он был применен и к местным заводам, которые могут получать субсидии на оплату этого сбора. Однако, чтобы получить субсидии, необходимо иметь полноценное производство, а не просто собирать автомобили в России.
Требования Минпромторга продолжают расти: в 2024 году для получения субсидий нужно будет набрать минимум 2567 баллов, а в 2027 году — 4835 баллов из возможных 7000. Только Lada и УАЗ соответствуют текущим требованиям (Haval уже не подходит под них).
Китайские автомобили значительно подорожают из-за нового утильсбора, что фактически оставит их без конкуренции с российскими марками. Стоимость утильсбора для машин с объёмом двигателя от 1 до 2 литров планируется увеличить с 300 тыс. руб. до 550 тыс. руб. уже в 2024 году, с дальнейшим ростом до 660 тыс. руб. и почти до 1 млн руб. к 2029 году.
Глава АвтоВАЗа Максим Соколов открыто заявляет, что увеличение утильсбора направлено на вытеснение китайских брендов с рынка, освобождая место для Lada. Ныне китайские автомобили, такие как «Москвич 3», успешнее конкурируют с Lada Vesta, но ситуация изменится с ростом утильсбора.
АвтоВАЗ также намерен повысить цены на свои автомобили, ссылаясь на инфляцию. Ожидается, что цены вырастут в августе или сентябре 2024 года.
Некоторым россиянам в условиях высоких утильсборов придется пересмотреть свои автомобильные предпочтения. Однако, существует лазейка: до 2030 года при ввозе автомобиля для личного пользования утилизационный сбор останется 3400 рублей, при этом нельзя будет продать такую машину в течение года.
Автомобили можно ввозить из Европы, США, Японии и Кореи, причем последние предлагают наиболее привлекательные цены. Японские машины, как правило, с правым рулем, а корейские — с левым, что более удобно для российских водителей.
Наиболее выгодными для ввоза считаются автомобили в возрасте 3-5 лет из-за низких таможенных пошлин. Например, KIA Sportage 2021 года в Корее стоит примерно 1,9-2,24 млн рублей. Все таможенные сборы составят около 530 тыс. рублей, а услуги по выкупу, оформлению и доставке — 250-300 тысяч. В результате за 3 млн рублей можно приобрести качественное подержанное авто, в отличие от устаревших моделей, доступных на российском рынке за те же деньги.
Таким образом, пока альтернативой покупке новых автомобилей в России для большинства остается «Лада», можно рассмотреть вариант ввоза подержанных машин из Кореи.