Бывший министр архитектуры Оренбургской области Наталья Ибрагимова ушла в отставку по собственному желанию накануне.
Должность главного архитектора появилась в правительстве региона в 2019 году, вскоре после прихода в регион нового губернатора Дениса Паслера. На нее сразу назначили Наталью Ибрагимову, но только с приставкой и. о. До этого она работала в ООО «ПМ „АРХИТЕК“» (компания создавала архитектурные проекты).
Затем Наталью Ибрагимову назначили директором департамента архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области.
В начале 2021 года в Заксобрание внесли закон о создании министерства архитектуры — помимо Оренбургской области, подобное министерство имелось лишь в одном регионе России. Это вызвало нешуточный скандал, который стал еще ярче от того, что новому ведомству передали часть функций администрации Оренбурга — в частности, в вопросах градостроительства. Новое министерство Ибрагимова возглавила в январе 2021 года.
За 5 лет к работе ведомства и Натальи Ибрагимовой было много вопросов. Давайте вспомним самые резонансные проекты.
Больше всего Наталья Ибрагимова на посту министра запомнилась людям новым Генеральным планом, который долго не могли утвердить. В конце июня 2023 года мэрия представила проект нового генерального плана Оренбурга, который вызвал бурное обсуждение среди людей и настоящую бурю возмущения.
Это основной документ территориального планирования, который определяет пространственное и градостроительное развитие города на ближайшие 20 лет. Горожане считают, что новое устройство города только усложнит всем жизнь, и вот почему.
На плане появился крематорий, который никто не хотел видеть возле своих домов, и кладбища, расположение которых также не всех устраивали. К тому же некоторые из территорий, предложенных для захоронения людей, уже весной оказались залитыми паводковой водой: к счастью, никого там похоронить не успели, иначе вышло бы, мягко говоря, нехорошо…
Среди прочего у людей появились вопросы по поводу застройки части поля за Загородным шоссе новым микрорайоном «Молодой Оренбург». На все проявления недовольства ответ был один — многоэтажкам быть, людям необходимо новое жилье, даже если молодежь из региона уезжает, а население сокращается. Кстати, сейчас этот микрорайон уже появился на карте, и в ближайшее время там начнется стройка.
Многострадальный генплан несколько раз переписывали, утверждали и переутверждали, и в итоге приняли. Кстати, на публичных слушаниях Натальи Ибрагимовой не было.
Также Наталья Ибрагимова запомнилась оренбуржцам тем, что настойчиво и даже несколько агрессивно отстаивала необходимость застройки поймы Урала. В 2022 году на брифинге министр эмоционально высказалась в пользу застройки нового микрорайона, который предполагалось разместить практически на берегу реки в низине. Журналисты, эксперты и урбанисты засомневались: зачем так рисковать, ведь река может разлиться и затопить жилье?
Но Наталья Николаевна заявила, что стройка в пойме — это нормально. Как пример удачного вплетения рек в архитектуру города Наталья Ибрагимова привела Москву-реку, которая протекает по центру столицы, а также заключенную в гранит Неву. Ученые на это ответили, что гидрологические режимы рек отличаются, поэтому сравнивать степной, регулярно пересыхающий и сильно разливающийся, Урал с полноводными водными артериями, как минимум, легкомысленно. Вскоре оренбуржцы, к сожалению, смогли убедиться, что он был прав: паводок 2024 года доказал, что Ибрагимова погорячилась. В апреле 2024 года мощное наводнение затопило практически все населенные пункты, которые находились в пойме. Вода пойти дошла до домов на улице Донковцева, Уральской, Чкалова…
В итоге не все пострадавшие от паводка до сих пор получили выплаты, а некоторые не могут даже в зиму заехать, потому что стены до сих пор не просохли.
Ну, и в завершение хотелось бы напомнить несколько архитектурных проектов, которые продвигала Наталья Ибрагимова. Среди них — так и не заработавший арбундинг в Соль-Илецке, который стал посмешищем и для жителей, и для гостей региона; Сад Шевченко в Орске, который после благоустройства остался без деревьев и превратился в пустырь; дорогущие ретро-фонари, которые, как выяснилось, изготовлены вовсе не из чугуна, а из монтажной пены… Вспоминать можно долго.
Вспоминая карьеру Натальи Ибрагимовой, нельзя не вспомнить уголовное дело.
Напомним, Наталья Ибрагимова была задержана в ноябре 2022 года. Ночь она провела в камере, затем отправилась под домашний арест. Позднее домашний арест был заменен на запрет определенных действий (например, ей стало нельзя пользоваться интернетом, и неплохо «прокачанный» телеграм-канал Ибрагимовой в итоге оказался заброшенным). При этом она — редчайший случай в российской практике — не потеряла работы. Сначала министра отправили в отпуск без содержания, потом она вернулась к полноценному исполнению своих обязанностей — Ибрагимова руководит ведомством, а иногда ездит в столицу и учит уму-разуму депутатов Госдумы.
Ибрагимова обвиняется в совершении двух преступлений по статье «Мошенничество». По версии обвинения, было похищено более 19 миллионов рублей при заключении договоров на выполнение работ и оказание услуг по благоустройству городской среды. Собственно, работы — это изготовление планов реконструкции территорий. Следствие считает, что цены на изготовление «картинок» были заведомо завышены.