Руководители часто требуют от своих подчиненных, а учителя — от учеников, чтобы те «включили голову». На первый взгляд, это может показаться полезным, поскольку и те, и другие нередко выбирают для себя сложные задачи. Но нравится ли это тем, кто на полную катушку запускает свой мозг?
— Исходя из повседневных задач можно сделать вывод, что людям нравится напряженно думать. Однако наши результаты исследования показывают, что это не так: в целом люди не испытывают удовольствия от умственной нагрузки, — говорит Эрик Бийлевелд, соавтор исследования и психолог из Университета Радбауд в Нидерландах.
В новом исследовании команда ученых провела метаанализ 170 исследований, в которых приняли участие 4670 человек из 29 стран. Среди них были студенты, спортсмены-любители, инженеры, учителя, а также специалисты в области здравоохранения и военные.
Исследователи рассмотрели 358 различных когнитивных задач: от отработки удара в гольфе до обучения использованию новой технологии, ориентирования в незнакомой обстановке и игры в виртуальную реальность. Участники всех исследований сообщали о том, сколько усилий они прилагали и в какой степени испытывали раздражение, разочарование, досаду или стресс.
Команда исследователей обнаружила, что во всех группах населения, чем больше умственных усилий требовала задача, тем чаще участники сообщали о неприятных ощущениях.
— Наши результаты показывают, что умственные усилия воспринимаются как негативные в самых разных группах населения и при выполнении самых разных задач. Это важно учитывать профессионалам, таким как инженеры и преподаватели, при разработке задач, инструментов, интерфейсов, приложений, материалов или инструкций. Когда от людей требуется приложить значительные умственные усилия, необходимо поддерживать их или вознаграждать за их усилия, — сказал Бийлевелд.
По словам Бийлевелда, одним из примечательных результатов стало то, что, хотя связь между умственными усилиями и негативными эмоциями по-прежнему была значимой, в исследованиях, проведённых в азиатских странах, она была менее выраженной по сравнению с исследованиями, проведенными в Северной Америке или Европе. Эти результаты соответствуют общему представлению о том, что неприятные ощущения от умственных усилий могут зависеть от истории обучения человека. Как правило, старшеклассники в азиатских странах тратят на учебу больше времени, чем в Европе или Северной Америке, и могут научиться справляться с более высокими умственными нагрузками в раннем возрасте.
В западных странах акцент часто делается на саморазвитии и поиске баланса между учебой и личными интересами. Такое внимание к личностному росту может приводить к большему количеству эмоциональных срывов при столкновении с интенсивными учебными нагрузками. Ученикам, привыкшим к более мягкому подходу, тяжело перенести резкое увеличение академического давления без возникновения негативных эмоциональных состояний. Это подтверждает значимость культурного контекста в формировании устойчивости к стрессу.
Также было сделано важное наблюдение в реальной жизни: несмотря на то, что сложные умственные задачи кажутся неприятными, люди всё равно выполняют их добровольно.
— Например, почему миллионы людей играют в шахматы? Люди могут узнать, что умственные усилия, затраченные на некоторые виды деятельности, скорее всего, приведут к вознаграждению. Если польза от шахмат перевешивает затраты, люди могут предпочесть играть в шахматы и даже сообщать, что им нравится эта игра. Однако, когда люди выбирают деятельность, требующую умственных усилий, это не следует воспринимать как признак того, что им нравятся эти усилия сами по себе. Возможно, люди выбирают деятельность, требующую умственных усилий, несмотря на эти усилия, а не благодаря им, — говорит ученый.
Люди продолжают делать трудные вещи, отчасти потому, что чем больше усилий что-то требует, тем больше наш вид склонен ценить это. В исследовании 2022 года было высказано предположение, что это может быть связано с тем, что вознаграждение за усилия, необходимые для выполнения работы, а не за результат, впоследствии приводило к выполнению более сложных задач даже без вознаграждения.
Смех же, в свою очередь, служит сигналом о том, что общение носит игривый, безобидный и несерьезный характер. Однако это не всегда признак того, что человеку хорошо. Подробнее о происхождении смеха читайте в материале 56orb.