Первые троллейбусы в Оренбурге появились на улицах города 1 мая 1953 года. Тогда основали первое депо на Рыбаковской (которое действует и сейчас) и закупили транспорт. Второе депо открыли на улице Лесозащитной в 1972 году. Уже через пять лет в городе было 9 маршрутов, с 1993 года — 11.
Новый вид транспорта пользовался у оренбуржцев большой популярностью, потому что был доступным и охватывал многие части города. На троллейбусах можно было уехать на Маяк, в Южный, Степной, 24 микрорайон и даже в поселок Ростоши.
Регулярно закупались новые подвижные составы. Ходили по городу даже такие троллейбусы, которых всего в мире было два — РОССАН H10-11.11BT. Один поступил в город в 1999 году (имел инвентарный номер 250), а другой — в 2004 году (№260).
Раньше троллейбусами пользовались постоянно, потому чтобы было удобно передвигаться по городу. Для удобства пассажиров со временем разработали аж 14 (!) маршрутов. Смотрим, куда можно было уехать.
Маршрут №1 возил оренбуржцев от бульвара (набережная Урала) до ж/д вокзала по улице Советской, когда она еще не была полностью пешеходной, улице Фадеева и проспекту Парковому.
Троллейбусы по маршруту №3 возили пассажиров от остановки «24-й Микрорайон» до ул. Волгоградская. И своими воспоминаниям об этом маршруте поделалась в соцсетях оренбурженка Надежда Мешкова. Дело было в 1988 году.
— Я помню третий с номером троллейбуса 67. Его водил мужчина с усами. Один раз он оштрафовал мою подругу, у меня был билетик. Денег у нас не было. Пока я бегала за трешкой, он ее увез на стоянку. Я домой, потом бежала с тремя рублями на конечную… И вдруг навстречу подруга идет. Водитель в новый рейс ушел, вынужден был ее выпустить… С тех пор «зайцами» не ездим. Хорошее было время! И дядька тот тоже хороший. Отрадно, что в памяти остаются добрые воспоминания.
Еще был маршрут №5. Возил он людей с ул. Мусы Джалиля до ул. Шевченко, №8 «4-я горбольница — ул. Волгоградская», №9 «поселок Ростоши — ж/д вокзал», №11 «24-й Микрорайон — Центральный рынок», №13 «ул. Рыбаковская — пос. Карачи», №14 «24-й Микрорайон — ул. Ноябрьская».
— Я катался на №2 от Культурной до Бульвара в детстве. А на Советской застал маршрут №2, №1 я застал только в автобусном варианте в исполнении автобусов «Аутосан», потом и №1 убрали и пустили автобус №22 ТЭЦ-Бульвар с «Аутосанами». С ностальгией я вспоминаю двойку на Советской, — рассказывает оренбуржец.
Сейчас на бумаге осталось только 6 маршрутов — 2, 4, 6, 7, 10, 12. А по факту троллейбусы курсируют только на двух из них — 4 и 12, на все остальные уже давно поставили автобусы.
Уже в 2000 году на маршруты в Оренбурге выпускали троллейбусы практически в аварийном состоянии. Сгнившие жестяные коробки кое-как довозили людей и очень часто ломались. А в 2001 году начались первые сокращения маршрутов. В ноябре 2004 года было ликвидировано депо на улице Лесозащитной. На его месте сейчас построен магазин «Шелковый путь».
Большая часть маршрутов перестала существовать в 2005 году либо за ненадобностью, либо из-за отсутствия работающего транспорта, либо из-за поломки контактных сетей. Последний раз подвижной состав оренбургских троллейбусов обновлялся в 2013 году. Больше в мэрии не планируют закупать «сохатые».
Сейчас троллейбусов в Оренбурге практически не встретишь. Неравнодушные оренбуржцы даже в феврале 2023 года пожаловались главе СК РФ Бастрыкину на ликвидацию троллейбусов в городе. Вскоре он поручил организовать проверку по этому поводу. А в марте было возбуждено уголовное дело. Но горожане заявили, что дело о закрытии троллейбусных линий затягивается, тогда глава ведомства поручил передать его в аппарат регионального следственного управления для скорейшего завершения расследования. Однако и по сей день никаких результатов это не дало.