Posted 10 октября, 07:00
Published 10 октября, 07:00
Modified 10 октября, 07:11
Updated 10 октября, 07:11
На улицах Оренбурга все реже можно увидеть троллейбус. Да, честно говоря, и смотреть на него не очень-то хочется — уж очень жалкое это зрелище. Как и трамвай в Орске. Похоже, электротранспорт в Оренбуржье доживает свой срок. Неужели у него совсем нет будущего? Но почему-то в Кремле, на заседаниях Госсовета под руководством президента Путина, тема его развития обсуждается очень живо. Значит, перспективы все-таки есть? И еще: интересно взглянуть, как дело с этим обстоит в соседних регионах…
Редакция 56orb.ru попыталась разобраться в теме.
Количество троллейбусов на улицах Оренбурга постоянно снижается. Ржавая, страшная техника ползает по городу, периодически ломается, собирая за собой гигантские пробки. В мэрии периодически сокращают троллейбусные маршруты или заменяют экологически чистый транспорт обычными автобусами, ссылаясь на то, что людям так будет комфортнее.
В Оренбурге не самым лучшим образом следят не только за самим транспортом, но и за контактными сетями: ветхие провода постоянно рвутся. Не так давно на улице Пролетарской троллейбусы собрали «паровозик» из-за очередного обрыва. Тогда пострадали 5 автомобилей.
Крупное ЧП произошло в сентябре 2023 года, когда на улице 8 марта упал столб контактной сети. В мэрии пообещали дело расследовать. Тогда сразу два троллейбусных маршрута — 4 и 12 — сократили. На свои прежние маршруты они так и не вышли даже спустя год.
Очевидно, что руководству города этот вид транспорта не слишком интересен. За сохранение троллейбусов в Оренбурге начали бороться активисты. Они смогли достучаться даже до главы Следкома России Александра Бастрыкина. Было возбуждено уголовное дело, но пока это ни к чему не привело.
Согласно данным, которые предоставил редакции 56orb.ru начальник управления пассажирского транспорта Игорь Тейковцев, сейчас в Оренбурге действует всего 6 троллейбусных маршрутов (№ 2, 4, 6, 7, 10, 12). При этом вместо троллейбусов по 4 из них пустили автобусы — 2, 6, 7, 10. То есть полноценно троллейбусными их назвать нельзя.
При этом, по данным мэрии Оренбурга, сейчас на балансе есть много троллейбусов, только вот выходит на линию меньше половины из них.
— По состоянию на 01.10.2024 года на праве оперативного управления на балансе МКП «Оренбургские пассажирские перевозки» находятся 37 троллейбусов. Для оказания транспортных услуг населению используются 18 троллейбусов, — говорится в официальном ответе на запрос редакции.
Сколько троллейбусов реально находится на линии во время рабочего дня среди недели, мы можем увидеть в системе «Яндекс. Транспорт».
Будут ли закупаться новые троллейбусы? Нет! Согласно муниципальной программе «Развитие пассажирского транспорта на территории города Оренбурга» (утв. Постановлением Администрации города Оренбурга от 01.11.2019 № 3166-п), в 2024 и 2025 годах новый электротранспорт закупать не будут.
Что касается ремонта контактных сетей, тот тут мэрия (по ее словам) и так делает все, что может на выделенные деньги. А выделено их мало. А нет денег — нет и ремонта.
— Ремонт троллейбусов и контактной сети осуществляется службами МКП «Оренбургские пассажирские перевозки» в объеме средств, имеющихся на эти цели.
Выходит, что в ближайшее время изменений в ситуации с троллейбусами ждать не стоит.
Виктор Богданов, автор ТГК «Оренбург. Архитектура. Урбанистика», соавтор подкаста «Диванный урбанист» считает: нельзя мерить все деньгами. Даже если троллейбусы не окупают себя, без них городу не обойтись.
— Без надежного, быстрого и доступного транспорта город встанет в одну большую пробку, без троллейбусов будут проблемы с экологией, смертностью на дорогах, и о развитии городской транспортной сети можно будет забыть. При этом плюсов у данного вида транспорта много: нет выхлопов, троллейбусу не нужно заезжать на заправки или заряжаться на конечных (он может постоянно быть на линии с подменными водителями и зарабатывать деньги для предприятия), у троллейбуса простое устройство, там почти нечему ломаться, большая провозная способность…
Оренбургский урбанист уверен, что при нынешнем отношении к делу город в ближайшем будущем лишится электротранспорта.
— После сокращения сети, списания машин у нас осталось около 20 троллейбусов которые ходят по усеченным маршрутам по проспекту Победы и улицы Терешковой. Я думаю, что до полного закрытия движения троллейбусов в Оренбурге остается совсем мало времени, может быть, один или два года.
Оренбург не единственный город в нашей области, который использует электротранспорт. В Орске, например, когда-то были популярны трамваи. Сейчас они погибают.
— Количество маршрутов сокращается. Например, 4 года назад городские власти решили, что гонять трамвай в поселок ОЗТП нецелесообразно. Ветку закрыли, и почти сразу кто-то украл провода! Вскоре поселок столкнулся с серьезнейшими проблемами: маршрутчики-частники стали воевать друг с другом, делить рынок, администрация не смогла переломить ситуацию, а жители поселка взвыли: ни уехать, ни приехать! Сейчас власти, может, и рады были бы перезапустить трамвай, но теперь это стоит огромных денег: провода надо восстановить, депо восстановить, рельсы отремонтировать… В других районах идет к тому же: то под окнами администрации раскаленные провода на машины упадут, то трамвай с рельсов сойдет. Трамвай, визитная карточка города, умирает, — рассказал житель Орска Алексей Мельников.
Может быть, электротранспорт в принципе обречен на вымирание? Нет, оказывается, в других регионах его, наоборот, развивают — об этом корреспонденту 56orb.ru рассказали коллеги-журналисты. Почитайте истории под спойлером, они действительно интересные.
О работе троллейбусов в Челябинске рассказал главный редактор издания «Курс дела» Дмитрий Моргулес.
— У нас первые трамваи появились еще в 1932 году. Сам город строился с учетом того, как проложены трамвайные пути, и сеть была одной из самых крупных в стране. И даже свое предприятие по производству трамвайных вагонов имелось: Усть-Катавский завод. В последнее время трамваи стали вытеснять маршрутки, и вот лет 5 назад, с приходом нового губернатора, началась серьезная транспортная реформа. Полномочия по организации движения в Челябинске забрали у городской администрации, которая была не в состоянии проявить политическую волю, и отдали области. Первое, что сделали — закупили большие автобусы и несколько десятков трамваев. Сейчас количество трамваев, заказанных у завода, пошло на вторую сотню, это и город выручает, и поддерживает местного производителя. Что касается троллейбусов — была заключена концессия с компанией «Синара», которая не просто сюда зашла и модернизировала контактную сеть и подстанции, но еще и обязана заменить парк троллейбусов, всего около 200 единиц. И «Синара» для этого открыла в Челябинске завод по производству троллейбусов. Сейчас на линии уже несколько десятков машин, произведенных здесь. Более того: у нас сейчас реализуется амбициозный проект по достройке метро, которое начали в советские годы и бросили, и соединению его с трамвайной сетью. Будет так называемый «метротран», скоростной трамвай. То есть то, что связано с электротранспортом, у нас в городе не убивается, наоборот, оживляется.
О работе троллейбусов в Ижевске нам рассказала Надежда Шкляева, главный редактор издания Udm-info:
— Ижевск с советских времен славился тем, что в городе хорошо организована работа пассажирского транспорта. Мы входили в ТОП-10 городов России по этому показателю. Причем основана система была как раз на электротранспорте: трамваях и троллейбусах.
Сейчас ситуация сильно осложнилась, город разрастается, в новые микрорайоны линии электротранспорта не проложены, а автобусы не справляются с пассажиропотоком, из-за чего очень много недовольства и жалоб в последнее время на автобусное обслуживание. Перевозчик объясняет, что главная проблема — острый кадровый дефицит водителей и кондукторов.
В городе есть три вида пассажирского транспорта. Это автобусы (почти все — муниципальные, частники работают в основном в пригородах, на дачных маршрутах), трамваи и троллейбусы. Трамваи — самый любимый вид транспорта у жителей Ижевска. Правда, маршруты остались советскими еще, рельсы и контактная сеть понемногу обновляются, ремонтируются, но по новым направлениям не протягиваются. Зато вагоны меняются: закупаются новые, низкопольные, системы «Львенок», а старые модернизируются, причем силами самого перевозчика: в гаражах «ИжГЭТ» из старых чешских трамваев «Татра» делают новые, которые даже визуально ничем не уступают тем же «Львятам».
С троллейбусами тоже нашли оригинальный выход. В новые микрорайоны они ходить не могут, так как туда не протянута контактная сеть, а тянуть очень дорого. Поэтому город закупил 19 троллейбусов «Пересвет», они сначала едут по проводам, потом, когда те кончаются, опускают «рога», и дальше передвигаются на аккумуляторах. В принципе, это должно помочь решить проблему с общественным транспортом в новых микрорайонах.
То есть, получается, в некоторых других регионах электротранспорт работает достаточно стабильно или, как в Челябинске, активно развивается с прицелом на будущее — попутно оживляя экономику региона и создавая новые рабочие места.
Оренбуржцам, к сожалению, остается лишь ностальгировать.
Да, в это сложно поверить, но всего 20 лет назад троллейбусы ездили по Оренбургу аж по 14 маршрутам. Сейчас из них осталось всего 6 — и то, как уже говорилось, на бумаге, а фактически и вовсе 2. Давайте вспомним, куда еще можно было уехать на «сохатых».
Маршрут №1 возил оренбуржцев от бульвара до ж/д вокзала по улице Советской, когда она еще не была полностью пешеходной.
Троллейбусы по маршруту №3 возили пассажиров от остановки «24-й Микрорайон» до ул. Волгоградская. И своими воспоминаниям об этом маршруте поделалась в соцсетях оренбурженка Надежда Мешкова. Дело было в 1988 году.
— Я помню третий с номером троллейбуса 67. Его водил мужчина с усами. Один раз он оштрафовал мою подругу, у меня был билетик. Денег у нас не было. Пока я бегала за трешкой, он ее увез на стоянку. Я домой, потом бежала с тремя рублями на конечную… И вдруг навстречу подруга идет. Водитель в новый рейс ушел, вынужден был ее выпустить… С тех пор «зайцами» не ездим. Хорошее было время! И дядька тот тоже хороший. Отрадно, что в памяти остаются добрые воспоминания.
Еще был маршрут №5 возил людей во маршруту «ул.Мусы Джалиля — ул. Шевченко», №8 «4-я горбольница — ул. Волгоградская», №9 «поселка Ростоши — ж/д вокзал», №11 «24-й Микрорайон — Центральный рынок», №13 «ул. Рыбаковкая — пос. Карачи», №14 «24-й Микрорайон — ул. Ноябрьская».
Все они были закрыты в основном в 2005 году из-за нерентабельности, разрушения контактных сетей и закрытия депо на улице Лесозащитной. И судя по тому, что мы сейчас наблюдаем, от этого вида транспорта решили полностью избавиться.