Posted 10 октября, 07:00

Published 10 октября, 07:00

Modified 10 октября, 07:11

Updated 10 октября, 07:11

Троллейбусы на улице Советской в Оренбурге, 1995

Троллейбусы и трамваи вымирают: что происходит с электротранспортом в Оренбуржье?

10 октября 2024, 07:00
Фото: ThomasEFischer. Троллейбусы на улице Советской в Оренбурге, 1995

Оренбуржье в ближайшие годы может остаться без троллейбусов и трамваев

Есть ли у электротранспорта будущее? В Оренбуржье, кажется, нет. А в других регионах? 56orb.ru запросил официальную информацию в администрации и изучил опыт соседних регионов.

На улицах Оренбурга все реже можно увидеть троллейбус. Да, честно говоря, и смотреть на него не очень-то хочется — уж очень жалкое это зрелище. Как и трамвай в Орске. Похоже, электротранспорт в Оренбуржье доживает свой срок. Неужели у него совсем нет будущего? Но почему-то в Кремле, на заседаниях Госсовета под руководством президента Путина, тема его развития обсуждается очень живо. Значит, перспективы все-таки есть? И еще: интересно взглянуть, как дело с этим обстоит в соседних регионах…

Редакция 56orb.ru попыталась разобраться в теме.

Троллейбусов мало. И будет еще меньше?

Количество троллейбусов на улицах Оренбурга постоянно снижается. Ржавая, страшная техника ползает по городу, периодически ломается, собирая за собой гигантские пробки. В мэрии периодически сокращают троллейбусные маршруты или заменяют экологически чистый транспорт обычными автобусами, ссылаясь на то, что людям так будет комфортнее.

В Оренбурге не самым лучшим образом следят не только за самим транспортом, но и за контактными сетями: ветхие провода постоянно рвутся. Не так давно на улице Пролетарской троллейбусы собрали «паровозик» из-за очередного обрыва. Тогда пострадали 5 автомобилей.

Крупное ЧП произошло в сентябре 2023 года, когда на улице 8 марта упал столб контактной сети. В мэрии пообещали дело расследовать. Тогда сразу два троллейбусных маршрута — 4 и 12 — сократили. На свои прежние маршруты они так и не вышли даже спустя год.

Очевидно, что руководству города этот вид транспорта не слишком интересен. За сохранение троллейбусов в Оренбурге начали бороться активисты. Они смогли достучаться даже до главы Следкома России Александра Бастрыкина. Было возбуждено уголовное дело, но пока это ни к чему не привело.

Ходит половина троллейбусов, остальные — гниют

Согласно данным, которые предоставил редакции 56orb.ru начальник управления пассажирского транспорта Игорь Тейковцев, сейчас в Оренбурге действует всего 6 троллейбусных маршрутов (№ 2, 4, 6, 7, 10, 12). При этом вместо троллейбусов по 4 из них пустили автобусы — 2, 6, 7, 10. То есть полноценно троллейбусными их назвать нельзя.

При этом, по данным мэрии Оренбурга, сейчас на балансе есть много троллейбусов, только вот выходит на линию меньше половины из них.

— По состоянию на 01.10.2024 года на праве оперативного управления на балансе МКП «Оренбургские пассажирские перевозки» находятся 37 троллейбусов. Для оказания транспортных услуг населению используются 18 троллейбусов, — говорится в официальном ответе на запрос редакции.

Сколько троллейбусов реально находится на линии во время рабочего дня среди недели, мы можем увидеть в системе «Яндекс. Транспорт».

На новые троллейбусы средств не заложено

Будут ли закупаться новые троллейбусы? Нет! Согласно муниципальной программе «Развитие пассажирского транспорта на территории города Оренбурга» (утв. Постановлением Администрации города Оренбурга от 01.11.2019 № 3166-п), в 2024 и 2025 годах новый электротранспорт закупать не будут.

Что касается ремонта контактных сетей, тот тут мэрия (по ее словам) и так делает все, что может на выделенные деньги. А выделено их мало. А нет денег — нет и ремонта.

— Ремонт троллейбусов и контактной сети осуществляется службами МКП «Оренбургские пассажирские перевозки» в объеме средств, имеющихся на эти цели.

Выходит, что в ближайшее время изменений в ситуации с троллейбусами ждать не стоит.

«До полного исчезновения троллейбусов — не больше двух лет»

Виктор Богданов, автор ТГК «Оренбург. Архитектура. Урбанистика», соавтор подкаста «Диванный урбанист» считает: нельзя мерить все деньгами. Даже если троллейбусы не окупают себя, без них городу не обойтись.

— Без надежного, быстрого и доступного транспорта город встанет в одну большую пробку, без троллейбусов будут проблемы с экологией, смертностью на дорогах, и о развитии городской транспортной сети можно будет забыть. При этом плюсов у данного вида транспорта много: нет выхлопов, троллейбусу не нужно заезжать на заправки или заряжаться на конечных (он может постоянно быть на линии с подменными водителями и зарабатывать деньги для предприятия), у троллейбуса простое устройство, там почти нечему ломаться, большая провозная способность…

Оренбургский урбанист уверен, что при нынешнем отношении к делу город в ближайшем будущем лишится электротранспорта.

— После сокращения сети, списания машин у нас осталось около 20 троллейбусов которые ходят по усеченным маршрутам по проспекту Победы и улицы Терешковой. Я думаю, что до полного закрытия движения троллейбусов в Оренбурге остается совсем мало времени, может быть, один или два года.

Трамваи в Орске

Оренбург не единственный город в нашей области, который использует электротранспорт. В Орске, например, когда-то были популярны трамваи. Сейчас они погибают.

— Количество маршрутов сокращается. Например, 4 года назад городские власти решили, что гонять трамвай в поселок ОЗТП нецелесообразно. Ветку закрыли, и почти сразу кто-то украл провода! Вскоре поселок столкнулся с серьезнейшими проблемами: маршрутчики-частники стали воевать друг с другом, делить рынок, администрация не смогла переломить ситуацию, а жители поселка взвыли: ни уехать, ни приехать! Сейчас власти, может, и рады были бы перезапустить трамвай, но теперь это стоит огромных денег: провода надо восстановить, депо восстановить, рельсы отремонтировать… В других районах идет к тому же: то под окнами администрации раскаленные провода на машины упадут, то трамвай с рельсов сойдет. Трамвай, визитная карточка города, умирает, — рассказал житель Орска Алексей Мельников.
Видео: Орск.ру. Обрыв контактных сетей в Орске

Электротранспорт: опыт других регионов России

Может быть, электротранспорт в принципе обречен на вымирание? Нет, оказывается, в других регионах его, наоборот, развивают — об этом корреспонденту 56orb.ru рассказали коллеги-журналисты. Почитайте истории под спойлером, они действительно интересные.

 

Челябинск

О работе троллейбусов в Челябинске рассказал главный редактор издания «Курс дела» Дмитрий Моргулес.

— У нас первые трамваи появились еще в 1932 году. Сам город строился с учетом того, как проложены трамвайные пути, и сеть была одной из самых крупных в стране. И даже свое предприятие по производству трамвайных вагонов имелось: Усть-Катавский завод. В последнее время трамваи стали вытеснять маршрутки, и вот лет 5 назад, с приходом нового губернатора, началась серьезная транспортная реформа. Полномочия по организации движения в Челябинске забрали у городской администрации, которая была не в состоянии проявить политическую волю, и отдали области. Первое, что сделали — закупили большие автобусы и несколько десятков трамваев. Сейчас количество трамваев, заказанных у завода, пошло на вторую сотню, это и город выручает, и поддерживает местного производителя. Что касается троллейбусов — была заключена концессия с компанией «Синара», которая не просто сюда зашла и модернизировала контактную сеть и подстанции, но еще и обязана заменить парк троллейбусов, всего около 200 единиц. И «Синара» для этого открыла в Челябинске завод по производству троллейбусов. Сейчас на линии уже несколько десятков машин, произведенных здесь. Более того: у нас сейчас реализуется амбициозный проект по достройке метро, которое начали в советские годы и бросили, и соединению его с трамвайной сетью. Будет так называемый «метротран», скоростной трамвай. То есть то, что связано с электротранспортом, у нас в городе не убивается, наоборот, оживляется.

 

Ижевск

О работе троллейбусов в Ижевске нам рассказала Надежда Шкляева, главный редактор издания Udm-info:

— Ижевск с советских времен славился тем, что в городе хорошо организована работа пассажирского транспорта. Мы входили в ТОП-10 городов России по этому показателю. Причем основана система была как раз на электротранспорте: трамваях и троллейбусах.
Сейчас ситуация сильно осложнилась, город разрастается, в новые микрорайоны линии электротранспорта не проложены, а автобусы не справляются с пассажиропотоком, из-за чего очень много недовольства и жалоб в последнее время на автобусное обслуживание. Перевозчик объясняет, что главная проблема — острый кадровый дефицит водителей и кондукторов.

В городе есть три вида пассажирского транспорта. Это автобусы (почти все — муниципальные, частники работают в основном в пригородах, на дачных маршрутах), трамваи и троллейбусы. Трамваи — самый любимый вид транспорта у жителей Ижевска. Правда, маршруты остались советскими еще, рельсы и контактная сеть понемногу обновляются, ремонтируются, но по новым направлениям не протягиваются. Зато вагоны меняются: закупаются новые, низкопольные, системы «Львенок», а старые модернизируются, причем силами самого перевозчика: в гаражах «ИжГЭТ» из старых чешских трамваев «Татра» делают новые, которые даже визуально ничем не уступают тем же «Львятам».

С троллейбусами тоже нашли оригинальный выход. В новые микрорайоны они ходить не могут, так как туда не протянута контактная сеть, а тянуть очень дорого. Поэтому город закупил 19 троллейбусов «Пересвет», они сначала едут по проводам, потом, когда те кончаются, опускают «рога», и дальше передвигаются на аккумуляторах. В принципе, это должно помочь решить проблему с общественным транспортом в новых микрорайонах.

То есть, получается, в некоторых других регионах электротранспорт работает достаточно стабильно или, как в Челябинске, активно развивается с прицелом на будущее — попутно оживляя экономику региона и создавая новые рабочие места.

Оренбуржцам, к сожалению, остается лишь ностальгировать.

История: раньше в Оренбурге было 14 троллейбусных маршрутов

Да, в это сложно поверить, но всего 20 лет назад троллейбусы ездили по Оренбургу аж по 14 маршрутам. Сейчас из них осталось всего 6 — и то, как уже говорилось, на бумаге, а фактически и вовсе 2. Давайте вспомним, куда еще можно было уехать на «сохатых».

Маршрут №1 возил оренбуржцев от бульвара до ж/д вокзала по улице Советской, когда она еще не была полностью пешеходной.

Троллейбусы по маршруту №3 возили пассажиров от остановки «24-й Микрорайон» до ул. Волгоградская. И своими воспоминаниям об этом маршруте поделалась в соцсетях оренбурженка Надежда Мешкова. Дело было в 1988 году.

— Я помню третий с номером троллейбуса 67. Его водил мужчина с усами. Один раз он оштрафовал мою подругу, у меня был билетик. Денег у нас не было. Пока я бегала за трешкой, он ее увез на стоянку. Я домой, потом бежала с тремя рублями на конечную… И вдруг навстречу подруга идет. Водитель в новый рейс ушел, вынужден был ее выпустить… С тех пор «зайцами» не ездим. Хорошее было время! И дядька тот тоже хороший. Отрадно, что в памяти остаются добрые воспоминания.

Еще был маршрут №5 возил людей во маршруту «ул.Мусы Джалиля — ул. Шевченко», №8 «4-я горбольница — ул. Волгоградская», №9 «поселка Ростоши — ж/д вокзал», №11 «24-й Микрорайон — Центральный рынок», №13 «ул. Рыбаковкая — пос. Карачи», №14 «24-й Микрорайон — ул. Ноябрьская».

Все они были закрыты в основном в 2005 году из-за нерентабельности, разрушения контактных сетей и закрытия депо на улице Лесозащитной. И судя по тому, что мы сейчас наблюдаем, от этого вида транспорта решили полностью избавиться.

Подпишитесь