Сейчас любой желающий может зарегистрировать в сервисах доставки еды и стать курьером. Бытует мнение, что таким образом заработать много не получится, а как на самом деле? Оренбургские курьеры выложили всю подноготную работы в сервисах доставки.
Илья работает в доставке еды несколько лет и расценивает ее, как основной источник дохода. Выходит он на смены почти на целый день и считает, что у такой работы много плюсов. Максимум движения, минимум ответственности (кроме того, чтобы доставить в сохранности еду, от тебя больше ничего не требуют), свободный график, за опоздания не штрафуют и так далее.
— Если долго работаешь в доставке в одном и то же районе, то уже начинаешь привыкать. К примеру, я когда работал на доставке в сушейной, заказы чаще всего поступали по одним и тем же адресам. Я просто на автомате их завозил, запоминал даже коды от квартир. Когда работаешь на автомате, не так сильно устаешь, и можно сделать намного больше.
Из минусов: таскать тяжести, особенно когда нужно пешком подниматься с пакетом продуктов на 5 этаж, приходится перепроверять заказы, чтобы не ошибиться. В некоторых доставках невыгодно работать, к примеру, в первую половину недели, потому то мало заказов. О погодных условиях и говорить нечего: выходить придется и в морозы, и в жару. Вот и все…
— Я несколько лет работаю доставщиком. Много компаний поменял, работал даже тогда, когда заказы отдавали по чекам. Сейчас я выхожу на смены по 12 часов в среднем, беру работу по районам и выполняют за смену 37 заказов по 127 рублей в среднем один. Многие берут сразу по 10 пакетов и разносят их быстро по соседним домам (минут за 40), хотя на это им дают около часа. В день мои коллеги делают до 10 тысяч рублей. Как основной заработок это можно рассматривать.
Студент оренбургского вуза Андрей подрабатывает после пар в доставке для того, чтобы получить побольше денег на карманные расходы. Он передвигается по городу на велосипеде, что неплохо увеличивает дистанцию (забрать первый заказ можно во «Вкусно и точка» на Чкалова, а последний увезти уже в Мертвый, к примеру), но при этом и оплачиваются такие заказы немного больше, нежели пешком. В целом, как небольшой бонус, вполне приятно.
— Зарплата каждый раз получается разной, но в среднем у меня за 4 часа работы (стандартная продолжительность смены) получается рублей 900. В плохой день может быть и 600, в хороший доходит до полутора тысяч — но это с чаевыми. Кстати, такое довольно часто бывает: привозишь заказ, оплаченный онлайн, и люди еще рублей 100 наличкой сверху дают, уже не сервису, а тебе лично. В общем, как подработка — вполне нормально.
Но при этом при небольшой зарплате и достаточно большой нагрузке и временным затратам курьеров еще и умудряются штрафовать. При чем за вещи, на которые они никак не могут повлиять.
— Очень обидно бывает, когда тебя наказывают за то, в чем ты не виноват. Например, человек заказывает доставку супа из ресторана, ты берешь пакет, кладешь в свой термос и летишь его доставлять. Приезжаешь — а оказывается, что суп упаковали криво, или сама по себе упаковка плохая, пропускает жидкость. Все продукты залиты этим супом, люди недовольны, ты влетаешь на штраф. Еще и надо ехать домой, мыть термос и сушить. А за уход с линии — тоже штраф. Не понятно, в чем ты тут виноват, ты же просто закрытый пакет взял, не видел даже, что внутри — но отвечать ты будешь.
Также курьеры могут не получить компенсацию за то, что рестораны не в состоянии справиться с потоком посетителей и отдать вовремя еду.
— Я приехал в ресторан быстрого питания в центр за заказом, и оказалось, что они там просто не успевают отдавать ничего, — рассказал курьер Владимир. — Прождав 20 минут, я написал в поддержку, объяснил ситуацию и попросил отменить заказ, потому что, ожидая эту доставку, я терял не только время, но еще и деньги. Мне сказали, что компенсации за отмену не будет, то есть бензин и потраченное время за ожидание мне не оплатили по правилам сервиса.
Но, чтобы сильно не расстраивались, у курьеров есть и свои «плюшки». Например, когда доставку уже забрали из ресторана и повезли по нужному адресу, но пришел отбой (перепутали адрес или доставку, или от заказа вообще отказались), то курьеру вместо нормальной оплаты начисляют небольшую компенсацию, а сам заказ, по идее, нужно выбросить, но работники чаще всего оставляют его себе.
Владимир подрабатывал курьером в доставке еды после работы и по выходным. Друзья обещали золотые горы, а по факты за несколько часов работы можно было отдать за бензин больше, чем получить за работу. Иногда нарушалась и логистика, например, если хочешь работать только на Малой земле, сервис это не волнует и заказы придется разводить по всему городу.
Но самое интересное, это то, что вывести деньги с сервиса сразу и не получиться.
— Моя самая длинная смена была 5 часов. За это время я заработал примерно 2 тысячи рублей, и из них на бензин отдал 350. Когда я понял, что такая подработка меня не устраивает, потому что приносит объективно меньше денег, чем хотелось бы, то решил вывести все заработанное и искать что-то другое. Но оказалось, что сделать это не так-то просто. У них следующая система: заказы я должен выполнять каждую неделю в субботу, воскресенье или понедельник не менее двух часов, а деньги переводят по средам. Если условия не выполнены, то тебя закидывают в «стоп-лист» и денег не переводят.
Владимир обратился в поддержку сервиса по доставке еды, но там ему ответили только спустя сутки. Тогда-то и стало известно, что просто так перестать быть курьером не получится: нужно, во-первых, вернуть сумку, а во-вторых, ждать, сделают ли после этого перевод или компания так и оставит часть заработанных денег себе в качестве неустойки.
В целом, большинство курьером работой довольны и считают, что свободу и возможность самому решать, сколько получать, они не променяют на работу в офисе.