В 7 часов вечера 17 апреля актовый зал ДК «ТРЗ» был заполнен людьми с детьми, пожилыми горожанами, инвалидами. Пришли депутаты городского и регионального уровня. Чуть позже подъехал и мэр города Сергей Салмин вместе со своим замом Алексеем Кудиновым.
Проблема бродячих животных в Оренбурге стоит остро давно, и, как показывает практика, решить ее непросто. Если раньше при случаях нападений на людей собакам это прощалось, то сейчас все крепко задумались: почему у нас пес ценнее человека? И смерть мальчика, погибшего от зубов такого животного, доказала, что проблему надо решать, причем на федеральном уровне. В связи с этим оренбуржцы записали текст обращения к президенту России Владимиру Путину: о том, что они хотят чувствовать себя в безопасности.
— Уважаемый Владимир Владимирович, 16 апреля 2023 года в Оренбурге произошла страшная трагедия — безнадзорные собаки насмерть загрызли мальчика. Многочисленные стаи собак заполонили наш город. По России неоднократно фиксировались случаи, когда стаи собак нападали на беспомощных детей и пожилых граждан. В связи с этим просим вас, Владимир Владимирович, отменить действие федерального закона «Об ответственном обращении с животными» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Этот закон совершенно не защищает наших детей, наоборот, забирает жизни. Нет ничего ценнее жизни наших детей. Нельзя ставить на одну чашу весов жизнь человека и животного. Сколько еще должно погибнуть людей из-за действия этого закона? Бездомная собака — это дикое животное, которое борется за пропитание и свою территорию. Чипированная, привитая, стерилизованная и кастрированная собака не становится менее агрессивной. Количество бездомных собак выросло за последние 10 лет в 10 раз. Их размножение остановить невозможно. Мы просим вашего непосредственного вмешательства в данную ситуацию. Просим возобновить изъятие бездомных животных с улиц наших городов, — гласит текст обращения.
Текст письма к президенту люди восприняли с ликованием. Все пришли именно ради этого: пытаться добиться исправления ситуации. В ДК «ТРЗ» сегодня присутствовали все: и те, кто живет на Кольцевой, где погиб ребенок от зубов собак, и жители Промышленного района, где прошло собрание, и оренбуржцы с других территорий — проблема-то общая.
В зале неспокойно: идут жаркие споры, что делать с собаками и куда тратятся деньги, выделяемые на них. Слышно, что многие предлагают отстреливать псов самим, кто-то предлагает эвтаназию. Но все их пришедших за то, что животные не должны ходить без надзора по улицам.
— Раз вы защищаете животных, давайте прекратим убивать КРС, другую скотину. А вы знаете, сколько эти бездомные животные дикие убивают косуль? Они же не только в городах. Пойдите в лес — там целые стаи. Вы говорите, возьмите с советских законов лучшее. Что делали с собаками? Отстреливали с пользой: варили мыло, со шкур делали унты, — возмущается мужчина, почему некоторые люди и закон защищают бродячих животных.
А другой из присутствующих сказал такую мысль:
— Дорогие оренбуржцы, собаки вас не слышат. Никто, кроме нас самих нам не поможет. Нужно самим решать вопрос.
О том, что самосуд устраивать окажется чреватым для самих «судей», напомнил в своей речи мэр Сергей Салмин. Он очень эмоционально попросил горожан не выходить самим на отстрел собак, ведь это для них может закончиться тюрьмой.
Градоначальник заявил, что всегда считал верной мысль: «Не человек для собаки, а собака для человека». Тут же он отметил, что за такие слова его не раз критиковали, в том числе те люди, которые составили и приняли закон о гуманном отношении к животным.
— Те передаваемые полномочия, которые у нас есть, те денежные средства, которые нам выделяют, я неоднократно критиковал. И ребенка мы с вами, знаете, в школе кормим за 182 рубля, а собаку, которую привозим в приют, кормим в сутки за 590 рублей. Тех собак, которых мы извлекаем с улицы и размещаем в приют, после того, как их полечим и стерилизуем, 22 дня кормим. Обходится нам это в 13 тысяч рублей. Потом, после этого, если собачку никто не забрал, на видеофиксацию отпускаем в ареал ее обитания, — объясняет градоначальник жителям, как работает система «ОСВВ».
А для большей убедительности, мэр немного разоткровенничался: оказывается, весь день он с сотрудниками администрации был на допросе в Следственном комитете. Следователи проверяли, правильно ли чиновники исполняют закон.
— Там (с Следкоме — прим.) я свою позицию сказал. Она у меня не меняется, что собака для человека, а не человек для собаки. И прежде всего человек должен нести ответственность: взял собаку, будь добр, корми, — говорит Сергей Салмин.
Но в его искренность поверили не все: многие из людей назвали слова мэра фарсом и болтовней. Спросили горожане, куда дели одичавших собак, истерзавших мальчика на Кольцевой. Оказалось, их поймали — 7 особей. Три из них были с бирками, и их не имели права забирать в приют. Отловленных собак поместили в спецприемник, а ту особо агрессивную, которая и загрызла ребенка, убили полицейские.
— Я считаю следующее: собаку в приют изъяли, никто ее не забрал — ее надо умертвить. И никаких других решений у нас с вами нет, — эти слова Сергея Александровича встретили одобрение и ликование в зале.
То, как оренбуржцы реагировали на слова друг друга, слова чиновника, показывало их неравнодушие к проблеме. И вопросы задавали, волнующие людей: на пути к школам, возле детских садов, домов, на мусорках носятся стаи собак, наводят на жителей страх и ужас. Опасения, вопросы и просьбы жители высказали не только Владимиру Путину, но руководителю города. Свои мысли по этому поводу высказала и депутат Елена Афанасова:
— Вы все меня знаете. Я живу в этом же районе вместе с вами. Это боль всей страны в этом кощунственном законе. Я прослушала все: вы правы однозначно все. Мы понимаем, что мы донесем до президента эту информацию… Это не тема веселья, это тема потери жизни ребенка. Это самое святое, что может быть. Поэтому мы призываем к тому, чтобы этот закон отменили, — говорит депутат Заксоба.
После того, как многое было сказано, обдумано и предложено, народ стал расходиться. Но все равно волнение осталось: мало кто поверил в то, что будет толк от обращения к президенту. Но огонек надежды все же теплится в душе у оренбуржцев, что собак станет меньше, а на улицах без них будет безопаснее.