Общественный транспорт — вечная для Оренбурга проблема. То в городе возникает проблема с автобусами, то хотят убрать с улиц троллейбусы. В стороне от транспортных войн не остаются такси, электросамокаты и даже лошади, которые возят людей. Корреспондент 56orb.ru посмотрел на средства передвижения в городе и показал свои наблюдения в фоторепортаже.
По улицам Оренбурга бегает множество автобусов разных марок, размеров и степеней свежести: тут тебе и старые разваливающиеся ПАЗы, и сравнительно недавно выведенные на дороги желтые ГАЗ Vector, и новейшие зеленые ЛиАЗы, и маленькие ГАЗельки.
Ожесточенные споры вызывает транспортная реформа в областном центре. В конце января стало известно, что планируется грандиозное изменение транспортной схемы, и первый этап начнется уже летом. В мэрии планируют избавиться от маловместительных маршруток, поставив вместо них автобусы большего класса. Кроме того, изменят и маршрутную схему: интервал ожидания и состав общественного транспорта изменится. Оренбуржцы оказались не в восторге от инициативы и ждут худшего: что автобусов станет меньше, и ждать их придется дольше.
Те «пазики», которые еще ездят по улицам города, не украшают Оренбург своим видом. Часто обшарпанные и проржавевшие, местами со сколами и оклеенные большим количеством рекламы, старые автобусы все-таки возят пассажиров по большинству маршрутов.
К раритетному транспорту в Оренбурге можно отнести троллейбусы, которые скоро и вовсе могут исчезнуть с улиц. Дело все в том, что власти решили избавиться от «рогатого» транспорта в городе и пересадить людей с троллейбусов на автобусы. Об этом еще летом прошлого года заявлял мэр Сергей Салмин. Все дело в том, что содержать их не выгодно: дорого обслуживать контактные сети и тяговые подстанции.
Горожан такое заявление не впечатлило. Скандал разразился после того, как троллейбусы сняли с маршрутов №7 и №10. Пассажиры даже записывали видеообращения к Председателю СК РФ Александру Бастрыкину с просьбой разобраться в проблеме и возбудить уголовное дело по факту разрушения сети троллейбусов. После первого письма генерал Быстрыкин поручил руководителю СУ СК России по Оренбургской области Вячеславу Зудерману разобраться в этом деле и провести проверку. После второго же обращения к высокопоставленному силовику уголовное дело все же завели: СК РФ по Оренбургской области заинтересовался неправомерными действиями должностных лиц администрации Оренбурга. Учитывая недовольства жителей и интерес следкома, в мэрии сроков ликвидации этого вида транспорта пока не называют.
Парк общественного транспорта за последние годы неслабо пополнился. Теперь по улицам Оренбурга ездят не только ржавые ПАЗы, но и желтые и зеленые автобусы.
Яркие «солнечные» Векторы Next вышли на дорогу в мае 2020 года. 60 автомобилей заработали на нескольких маршрутах, в том числе на 52-ом, 40-ом, 39-ом. Закуплены машины среднего класса были по лизингу предприятием ООО «Лидерком».
Эти экологически чистые автобусы, оснащенные кондиционерами и системой фильтрации салонного воздуха, имеют специальную платформу для посадки-высадки маломобильных групп граждан и пассажиров с детскими колясками. На деле оказалось, что летом в этих автобусах кондиционеры включают редко, и пассажирам все-таки приходится париться в душном транспорте.
Наряду с Векторами уже задолго до их введения ездили «Волгабасы» на маршрутах №№20-21. Это автобусы большой вместимости и больше похожи на ЛиАЗ.
Совсем новые зеленые ЛиАЗы появились в Оренбурге только в декабре 2022 года. 67 автобусов вышли в город с небольшим опозданием: они должны были начать возить пассажиров 1 декабря, а стали только 6 числа. Связывали это с оформлением документации и регистрацией транспорта. Но и после того, как ЛиАЗы вышли на маршруты без эксцессов не обошлось. В первый же день новый автобус сбил пешехода на проспекте Победы.
Отметим, что такие автобусы достаточно комфортны: рассчитаны на 117 человек, есть возможность оплатить проезд с помощью валидатора или наличными кондуктору. Но и тут не без проблем. В январе устройства бесконтактной оплаты дали сбой и в некоторых из объектов автопарка перестали работать.
Один из популярных видов транспорта у оренбуржцев – это такси. Быстро, но не всегда выгодно и безопасно водители доставляют горожан к месту назначения. Случаев, когда автомобили таксистов с пассажирами попадали в аварии, достаточно. Также хватает ситуаций, когда водители принимают заказ и, не доезжая до клиента, едут в другую сторону, а деньги у человека с прикрепленной банковской карты списываются. Несмотря на подобные случаи, этот вид транспорта остается удобным для людей. Кстати, шашки для такси сейчас мало кто использует. В качестве опознавательного знака водители часто наносят на автомобили логотипы своих компаний с номера телефонов.
Если путь не очень дальний, оренбуржцы могут воспользоваться другими видами транспорта, совместив приятное с полезным. Электросамокаты уже на протяжении нескольких сезонов вызывают споры: кому-то такой экотранспорт не нравится ( в особенности водителям, которых самокатчики, не соблюдающие ПДД, подрезают на дорогах), а кого-то очень привлекает. Сложность в использовании кикшеринга (аренда самоката) в том, что нужно сначала скачать приложение на смартфон, привязать к аккаунту банковскую карту, отсканировать QR-код и только потом ехать. К тому же стоимость кикшеринга не позволит кататься долго – развлечение может вылететь в копеечку.
Красные кабинки фуникулера над рекой Урал в Оренбурге уже давно никого не удивляют. Наоборот, для людей это средство передвижения, которое быстро доставит с одного берега на другой. И благодаря канатной дороге подниматься по высокой лестнице на спуске к набережной не придется. С наступлением тепла фуникулер заработал, хотя в прошлом году его запустили только в июне. И в течение всего сезона канатную дорогу несколько раз ремонтировали.
Еще один вид транспорта, который остается популярным на одной центральной улице Советской, поскольку больше практически нигде в Оренбурге не распространен — пони. Лошади катают детей и становятся развлечением для многих людей. Однако, условия содержания пони неизвестны, а запах от них многих возмущает. Отходы жизнедеятельности лошадей часто остаются лежать прямо на плитке Советской, а горожане, наступая на эти «мины», растаскивают их по городу. Коллеги маленьких лошадей на Советской встречаются реже. Это карета с запряженным конем и верблюд.
Карета, кстати, совсем недавно стала участницей ДТП во дворе детского сада №20. Лошадь привели к детям, чтобы они могли познакомиться с животным и покататься в карете. Инициатором такого занятия были родители. В процессе катания надорвалась вожжа и лошадь помчалась, но кучер мгновенно среагировал и отпустил испугавшееся животное, чтобы избежать травм маленьких пассажиров.