Красивая женщина в брендовой одежде под конвоем в наручниках мужественно вошла в зал суда. Всем видом Наталья Ибрагимова показывала свою печаль и одновременно стойкость перед правосудием: ровная спина, лицо, тщательно скрываемое за длинным капюшоном, опущенная голова. На поступающие вопросы журналистов о признании вины предпочла промолчать. Суд отпустил чиновницу под домашний арест.
По данным следствия, группа лиц, пользуясь служебным положением Ибрагимовой, похитила из регионального бюджета 19 миллионов рублей. Деньги на реализацию нацпроектов выделялись Автономной некоммерческой организации «Центр развития архитектурной деятельности, градостроительства и благоустройства оренбургской области». По этому факту было возбуждено уголовное дело. Представители УМВД и прокуратуры настаивали на заключении министра под стражу, чтобы чиновница не могла никак повлиять на ход продолжающегося расследования уголовного дела, в том числе на свидетелей.
Правоохранители выяснили, что Ибрагимова и ее помощники договорились обеспечить дополнительное финансирование некоммерческой организации из бюджета области и оплатить таким образом работы подрядной организации. Они контролировали проведение закупок на выполнение работ в интересах АНО. При этом были использованы такие требования к подрядчику и фиктивные коммерческие предложения сторонних компаний, которые обеспечили участие именно нужного им ООО «Атлас» в закупках. Получилось, что АНО и «Атлас» – некие проводники между государственными деньгами и личным счетом министра.
По делу главы минарха принимала решение судья Ленинского районного суда Татьяна Пронькина. Она же оглашала приговор экс-мэру Оренбурга Евгению Арапову. Общественники, вспоминая тот процесс, в один голос говорили: будет строгое решение. Обвинение представлял следователь УМВД, а от прокуратуры пришло двое.
Самый многочисленный был фронт защиты. Госпожа Ибрагимова явилась в суд с двумя адвокатами – Юлией Баглай и Евгенией Хамитовой, а также потерпевшим – представителем министерства сельского хозяйства Жанаром Курманбаевым.
Больше и громче всех говорила Юлия Баглай. Этот адвокат широко известен в узких кругах. Она уже участвовала в нескольких громких процессах с участием экс-министра физической культуры, спорта и туризма Олега Пивунова, а также бывшего министра сельского хозяйства Оренбургской области Михаила Маслова.
Очень интересным персонажем этого действа был представитель потерпевшей стороны – правительства Оренбургской области – заместитель министра сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области Жанар Курманбаев. Он рассказал, что лично был свидетелем изъятия всех документов АНО и ООО «Атлас». Курманбаев также уверяет, что других материалов быть не может, поэтому у Натальи Ибрагимовой больше нет интереса воздействовать на сотрудников его доверителей. Он просил у суда смягчить наказание для министра и отпустить под залог или домашний арест.
Оказалось, что в день задержания чиновницы, Жанар Курманбаев встречался с ее супругом Альбертом Ибрагимовым. Они в один голос утверждают, что встреча была личной и по другому делу. А именно: консультированию по вопросам ДТП. Вот такой добрый человек работает в правительстве. Пытается помочь даже в тех вопросах, где он не эксперт.
О том, почему Наталья Ибрагимова 9 ноября не явилась к правоохранителям по повестке в качестве свидетеля, муж министра говорит так: была семейная ссора, жена уехала в Сочи, связь они не поддерживали. Адвокат на суде убеждала, если бы у ее подзащитной было желание скрыться, она бы это сделала, но «Наталья законопослушно явилась по повестке в отдел полиции и не отказывалась давать показания».
При этом, по данным дознавателя, на допросе она вела себя развязно и несдержанно и позволяла себе двусмысленные фразы:
Кто принимал решение о задержании, вы что ничего не боитесь?
Юлия Баглай, парируя доводы следователя об этом факте, утверждала, что Наталью Ибрагимову не так поняли.
– Моя подзащитная не давила на следствие, она пыталась сказать следователю, что «все равны перед богом», имея ввиду, что не имеет отношения к изложенным в деле фактам, – говорит адвокат.
Адвокат Баглай просила у суда избрать более мягкую меру пресечения в виде домашнего ареста или залога с определенными ограничениями для Натальи Ибрагимовой. Залог на 2 млн рублей на момент судебного заседания уже был внесен на депозит Ленинского районного суда. Его внесла свекровь Элла Владимировна Ибрагимова.
Во время социального затишья, когда Ибрагимова перестала вести свои соцсети, муж снял со счетов женщины 2 млн рублей взаймы на личные нужды. В эти дни также был переоформлен автомобиль бизнес-класса на свекровь чиновницы. Сама министр после супружеской ссоры уехала из города. Муж, конечно, пытался связаться с Натальей, но она была вне зоны доступа. Также свидетель говорит, что зарплата чиновницы покрывала все ее расходы.
– О зарплате жены знаю только в общих чертах. Она была достойная, денег жена постоянно у меня не просила. Только, если нужно, – комментирует свидетель.
Наталья Николаевна в этот же период купила билеты на самолет в Минеральные воды, но почти сразу их сдала. Хотела улететь, возможно, чтобы подлечиться. Сама чиновница в зале суда говорит о перенесенной в мае операции, брадикардии. А ее муж дополняет информацией о гинекологических проблемах супруги, больной печени и щитовидке. Следствие утверждает, что о проблемах со здоровьем речи не шло.
Супруг переживает за Наталью и со слезами на глазах говорит, какой положительный человек его жена:
– Она выдающийся человек по отношению к работе и в семье. Все следователи видели, что у нас дома и чисто, и красиво. С ее появлением в городе стало красивее. Она очень ответственная, – сказал Ибрагимов.
О положительных качествах и заслугах Натальи Ибрагимовой пишет и вице-губернатор Дмитрий Кулагин в характеристике на свою коллегу, прикладывая множество благодарственных писем, в том числе от экс-мэра Оренбурга Евгения Арапова. Перечень всех наград судья зачитывала целых шесть минут.
Адвокат также отметила заслуги Натальи перед бюджетом региона – благодаря ее подзащитной в Оренбургскую область были привлечены колоссальные средства.
– Наталья Ибрагимова привлекла в бюджет более 500 миллионов грантами, а ей вменяют хищение 19 миллионов, – цитата Юлии Баглай.
По поводу отсутствия Натальи в городе высказалась адвокат. Оказалось, что губернатор Оренбуржья Денис Паслер лично подписывал главе минархитектуры отпуск за свой счет с 14 по 27 ноября.
– Так как она сейчас находится в отпуске без сохранения заработной платы, то сейчас никакого отношения к деятельности министерства она не имеет. Дальше вопрос будет разрешаться по существу: возможно или необходимо осуществление ею деятельности, – отметила адвокат.
Решение об отстранении Натальи Ибрагимовой от госдолжности или ее увольнении может быть принято в связи с открытым уголовным делом.
Судья, выслушав все доводы представителя УМВД, прокуратуры, заслушав сторону защиты и свидетеля, вынесла постановление о домашнем аресте для Ибрагимовой.
– Суд полагает, что это достаточная мера пресечения, – подытожила судья Пронькина.
После оглашения решения и освобождения женщины из-под стражи в зале суда, довольный муж полез обниматься и уводить супругу из-под прицелов камер. Уже на улице Наталья быстро садится в черный автомобиль.
Чиновница останется по месту прописки в своем коттедже в Павловке до 28 ноября в ожидании следующего судебного заседания. В этот день Ибрагимова уже официально выйдет из отпуска без содержания.