В прошлом году весь центр Оренбурга намертво стоял в пробках из-за ремонта улиц Постникова и Володарского. В 2022- ом ситуация поменялась не сильно и винить в плотном трафике только дорожников нельзя. В Оренбурге настолько плохо работает общественный транспорт, что люди предпочитают раскошелиться на такси или бензин для личного автомобиля, а не стоять под дождем на остановках без павильонов, а потом трястись в забитом пазике.
Пока в Госдуме на пленарках заявляют о реанимации эко-транспорта в России, троллейбусы в Оренбурге больше напоминают раритет и пережиток истории. По 4 городским маршрутам (№ 4,7, 10 и 12) ходят разваливающиеся на ходу экземпляры. Ездят «сохатые» в разные части города: Южный, Степной, на Аренду и в 24 микрорайон. По информации мэрии ежедневно на линии выходит около 25 троллейбусов. Однако они растворяются в потоке пазиков, как капля в море.
Состояние парка электротранспорта в администрации не комментируют. Зато в ответ на журналистский запрос пишут, что на контракты по троллейбусным перевозкам выделяют десятки миллионов рублей в год.
- Объем контрактов на оказание услуг по перевозке пассажиров городским наземным электротранспортом по регулируемым тарифам - 81 млн рублей за 2021 год по факту, в планах на 2022 год - почти 62 млн рублей, - отмечают в мэрии.
Электробусы, которые видятся как новый виток развития эко-транспорта в Оренбурге, для областного центра закупили: 67 штук за почти миллиард рублей. В мэрии обещают: новые вместительные и низкопольные ЛиАЗы должны прийти в Оренбург до 11 ноября. Однако по поводу маршрутов, куда будут назначены новенькие автобусы, в управлении транспорта держат интригу. Говорят: как придут машины, так и определимся. Но отмечают, что «новые автобусы помогут снизить социальную напряженность на некоторых направлениях в Оренбурге».
В управлении транспорта отчитываются: на пассажирские маршруты ежедневно выходят около 615 автобусов: ЛиАЗ, Волгабас, Вектор Некст, ФИАТ. А по факту оренбуржцы сплошь и рядом видят на городских улицах пазики, которые топятся летом и замерзают зимой. В том, что этот транспорт - совсем не для города, уверен блогер и урбанист Аркадий Гершман.
- Пазики - не городской транспорт, а вид автобуса, который был разработан, чтобы возить колхозников по полям. Общественный транспорт должен быть надежным, предсказуемым и быстрым, - отмечает Гершман.
А молодой ученый, кандидат экономических наук Александр Сыромятников добавляет: городской транспорт может и должен быть разным.
- На маршрутах должен быть подвижной состав, отвечающий транспортному спросу в данный момент времени. Причем менять этот состав можно в течение суток: в часы пик использовать автобусы особо большой вместимости, а в остальное время использовать маленький пазик. Причем именно высокопольные ПАЗ сами по себе плохо подходят для частотных городских перевозок, - уверен эксперт.
Но оренбуржцам приходится ездить на том, что есть. А стоимость проезда зависит от маршрута.
Регулируемый тариф на проезд, принятый с мая 2022 года - 30 рублей за поездку. Такой ценник распространяется всего на 15 маршрутов.
По 9 регулируемым маршрутам пассажиров возят автобусы МКП «Оренбургские пассажирские перевозки». По оставшимся 6 - контракты у частника ООО «Первый автобусный парк».
По нерегулируемым маршрутам стоимость проезда перевозчики устанавливают самостоятельно. Цены, по официальным данным - от 25 до 32 рублей за поездку.
Самые загруженные маршруты - те, которые ездят в Южный, Степной, Маяк, 24 микрорайон. И только несколько популярных направлений обслуживает MKП «Оренбургские пассажирские перевозки», остальные - за частниками: «Южанкой», «Лидеркомом», «Первым автобусным парком», ИП Ефимовой. Вceгo в Оренбурге 21 компания-перевозчик.
Компании, которые занимаются регулируемыми перевозками автомобильным и электротранспортом, из казны поддерживают материально. Деньги поступают по муниципальной программе «Развитие пассажирского транспорта». Так, по отчету мэрии, в 2021 году на услуги перевозчиков по регулируемым тарифам потратили больше 160 млн рублей. На 2022 год в плане почти столько же. Сверх запланированного выделяются субсидии.
- Администрация Оренбурга в 2021 году предоставляла субсидии организациям на финобеспечение затрат для восстановления их платежеспособности. Общая сумма субсидий составила 80 млн рублей, - отметили в мэрии.
Частным перевозчикам муниципалитет не покрывает ничего. Поэтому с верхней планкой в 32 рубля за проезд они не согласны. Говорят: расходы больше доходов. Выйти из ситуации по-своему решил «Лидерком». Компания 19 сентября объявила о материальных трудностях и повышении тарифа на своих маршрутах (№ 39, 40 и 52) сразу на 8 рублей - до 40 рублей с пассажира за поездку.
Оренбуржцев объявление ожидаемо разозлило. Многие под постом о подорожании проезда на странице перевозчика в соцсети предлагали устроить массовый бойкот транспортнику.
- Ребят, давайте хотя бы раз откажемся от пазиков, походим пешком, - написал один из оренбуржцев.
На новость о подорожании проезда отреагировала и региональная антимонопольная служба, заявив, что «Лидерком» провоцирует других перевозчиков на повышение тарифов. После перекрестных заявлений компания поднимать цену уже не спешит: на ее маршрутах стоимость проезда пока прежняя - 25 и 32 рубля.
Почему руководство «Лидеркома» было уверено, что инициативу с повышением цены примут и пропустят? Может, дело в том, кто находится у руля компании?
По данным информационно-аналитической системы СПАРК-Интерфакс, в учредителях и совладельцах перевозчика - общество «Шурави». У него, по официальным данным, 23% акций транспортной компании. Ну а владелец «Шурави» - депутат горсовета Оренбурга Александр Шмарин.
Да и часть других перевозчиков плотно связаны с администрацией, горсоветом и управлением транспорта. Так компанией «Первый автобусный парк» руководит Александр Калинин. Его фирма наряду с «Лидеркомом» входит в Ассоциацию перевозчиков Оренбурга, руководит которой экс-начальник управления пассажирского транспорта областного центра Максим Фазуллин. Один из учредителей перевозчика «Южанка» - Андрей Калинин, родственник владельца «Первого автобусного парка». Согласно данным СПАРКа, у него 25% акций компании.
Кроме городских пассажирских перевозок есть и садоводческие маршруты. Одни их называют малоприбыльными, другие наоборот - золотым дном. Но, как бы там ни было, контракты по двум из маршрутов в этом году выполняет еще один депутат оренбургского горсовета - Андрей Мысик. Его автобусы ездят по маршрутам № 94 и № 173: от улицы Челюскинцев до Протопоповской рощи и Овощевода.
Что транспортная схема в Оренбурге не работает, как надо, говорят уже много лет. В 2017 году в конфликтах транспортников и мэрии областного центра пытался разобраться прежний губернатор Юрий Берг. В 2018-ом 28 миллионов рублей заплатили компании из Санкт-Петербурга ООО «А + С Транспроект», чтобы та разработала комплексную схему организации дорожного движения Оренбурга. Документы должны были лечь в основу модернизации транспортной инфраструктуры города, но до сих пор никуда не легли, разве что в стол чиновникам.
В 2019 году о том, что в Оренбурге должна появиться новая схема пассажирского транспорта говорил уже врио губернатора Денис Паслер, а в мэрии проанонсировали, что количество автобусных маршрутов при этом сократится. Тогда же на улице Шоссейной начал работу диспетчерский транспортный центр, специалисты которого должны были контролировать нахождение автобусов на маршруте и оценивать качество вождения. Однако функционировало учреждение недолго.
В 2020 году о том, что десятки миллионов казенных рублей потратили на комплексную схему организации дорожного движения, вспомнила прокуратура, которая так и не получила документы на проверку. На тот момент глава Оренбурга Владимир Ильиных получил представление от надзорного ведомства и официально пообещал, что новая схема скоро заработает.
- В следующем году в городе заработают четкие схемы, разработанные профессионалами по существующим стандартам: и по количеству маршрутов, и по виду транспортных средств. В той конфигурации, в которой мы сегодня работаем, хорошо только отдельным людям, но не очень хорошо муниципальному предприятию, которое вогнали в долги, - говорит Ильиных.
В предполагаемую работу новых схем должны были включиться умные остановки на приобретение которых город тратил десятки миллионов, но пока они не выполняют большей части своих функций. А самому Ильиных уже не до транспортной реформы в Оренбурге - с сентября 2021 года он решает вопросы Дальнего Востока и Арктики в Госдуме РФ.
В этом году мэрия областного центра снова анонсировала запуск в работу новой схемы общественного транспорта. На этот раз ее за 1,2 млн рублей разрабатывали ученые Оренбургского госуниверситета. Из схемы должны были исчезнуть 11 действующих маршрутов, но появиться 2 новых, а 29 - видоизмениться. Однако оренбуржцы в пух и прах раскритиковали предложенное и единственное, что поменялось - это тариф. Цена на проезд в автобусах выросла до 30 рублей. Запуск новой маршрутной сети отложили уже до 2023 года. Сначала в числе причин называли сложную экономическую ситуацию, санкции, рост цен, сейчас в управлении транспорта говорят следующее:
- Проект постановления «Об установлении муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Оренбурга» находится на доработке. После завершения необходимых процедур он будет размещен на всеобщее обсуждение в рамках оценки регулирующего воздействия.
То есть реформа пассажирского транспорта в Оренбурге продолжает буксовать. Не исключено, что в том числе и из-за лоббизма ряда перевозчиков. Но, в первую очередь все же из-за отсутствия у чиновников четкого понимания: что, когда и как нужно делать.
- Создание нормального ситуационного центра необходимо. Но не нужно думать, что это очень дорого. Это можно сделать в одном кабинете, собрав там 2-3 человек, которые должны действительно понимать, как в Оренбурге нужно регулировать наземные пассажирские перевозки. Все упирается в компетенции, то есть в людей. Если в областном центре не будет ситуационного центра с компетентными специалистами, то ничего не поможет, - уверен Александр Сыромятников.
Жители Костромы так же, как оренбуржцы, жаловались на общественный транспорт, пишет «RG.ru». Их не устраивали нарушения графика, состояние подвижного состава и хамство водителей. Людям предложили самим назвать болевые точки существующих маршрутов и рекомендовать изменить, отменить или скорректировать их до разработки новой транспортной схемы. Еще несколько лет назад в городе полностью перешли на регулируемые маршруты, поэтому необоснованного скачка цен на проезд костромичи не боятся. Причем реформа в городе продолжается.
В Тверской области модель пассажирских перевозок уже обновили. Там до скачка цен успели закупить большую партию автобусов разной вместимости. Тарифы прозрачные, график работы перевозчиков контролируют, льготный проезд действует на всех маршрутах. В результате в российском рейтинге качества общественного транспорта регион - в ТОП-10 и лучший в Центральном федеральном округе за 2021 год.
Почему подобным образом не могут организовать реформу в Оренбурге - вопрос открытый. Пока что областной центр остается городом с неработающими умными остановками и госзаказами, по которым для ржавых пазиков и троллейбусов пытаются спроектировать и установить интеллектуальные транспортные системы за 450 миллионов рублей.