Исследование, опубликованное в Журнале профессиональной и организационной психологии, показывает, что так называемый «презентеизм» не способствует стабильной производительности и доходам. Более того, он способен ухудшить атмосферу на работе, что, в конечном итоге, приводит к потере прибыли.
Исследование было проведено Клэр Смит, доцентом психологии из Университета Южной Флориды. Она разработала новую методику оценки, состоящую из 11 показателей, которую назвала Шкалой давления презентеизма. Участники оценивали по шкале от 1 до 7 различные аспекты своего рабочего состояния, включая такие высказывания:
Смит собрала данные нескольких сотен участников, разделив их на четыре группы для проведения отдельных опросов. В ходе исследования она обнаружила, что нахождение на работе во время болезни наносит куда больше вреда организации, чем если бы человек болел дома.
Например, в одном исследовании, в котором приняли участие 764 сотрудника, многие признались, что пропускали работу из-за личных и внешних трудностей. В другом исследовании более 800 человек рассказали, что не хотят приходить на работу, потому что им приходится работать, даже когда они больны. Кроме того, они отмечают значительное давление со стороны руководства, связанное с больничными. Еще одна группа из 350 человек продемонстрировала рост «девиантного» поведения, включая грубость, воровство и высокую текучесть кадров.
В новом исследовании ученые предупреждают, что в последствии из-за такого отношения к сотрудникам, работодатели столкнуться с очень серьезными трудностями. Согласно данным Harvard Business Review, эта проблема ежегодно обходится американским работодателям в 150 миллиардов долларов.
Смит подчеркнула, что нельзя полностью винить работников и характер их обязанностей в развитии проблемы презентеизма. Важно учитывать давление, оказываемое социальной атмосферой на рабочем месте, способствующее нездоровому и бесполезному «присутствию» на работе.
Решение проблемы, по мнению Смит, во многом зависит от работодателей, которые должны разработать более гибкие и персонализированные системы поддержки, чтобы сотрудники могли самостоятельно принимать разумные решения о своем присутствии на работе.