Posted 2 октября, 08:33
Published 2 октября, 08:33
Modified 2 октября, 08:35
Updated 2 октября, 08:35
В Оренбуржье каждая подготовка к учебному году начинается с набора педагогов в школы. Только вот выясняется, что многие выпускники, а также уже работающие молодые педагоги не хотят вставать у доски и вещать несколько часов подряд, а уходят в частную практику, занимаясь репетиторством. «Теневое образование» в области процветает, и, как оказалось, на это учителей подталкивает сама система.
Родители школьников знают, что хорошего репетитора не так-то легко найти. Согласно опросу сервиса «Дневник.ру», в котором приняли участие свыше 21 тысячи человек, услугами репетиторов пользуются больше половины опрошенных. В основном школьникам нужна помощь по английскому языку, математике и русскому языку.
Когда есть спрос, есть и предложение. В Оренбуржье на сайте бесплатных объявлений размещено больше 1000 предложений от оренбургских репетиторов по всем предметам и на любой кошелек. С вашим ребенком может позаниматься и начинающих педагог, и учитель высшей категории. Школьника «натаскают» на ЕГЭ и ОГЭ, да так, что меньше 90 баллов он не наберет.
Вот такое объявление мы нашли от кандидата физических и математических наук. И самое парадоксальное, что предложений подобного рода очень много.
— Приглашаю в группы онлайн-подготовки к ЕГЭ (математика, профиль). Цели у разныx групп разные: от 70 до 90+ баллов, предварительнo протестируемся и подберем подходящий вариант по времени, уровню, целям и бюджету. Уверен, все у нас получится (мой опыт работы с группами онлайн — с 2016 года). По 2,5 часа, 2 раза в неделю (а кому сейчас легко?))). До 8000 рублей в месяц (мини-группа), 6000 руб. / мес. (миди-группа) и 4000 руб. / мес. — в стандартной группе; полноценный 100-часовой вебинарный курс — совершенно бесплатно (особо благодарен всем, кто выберет этот душевный вариант).
Сейчас репетиторство — чуть ли не самая важная часть обучения школьников во всех классах. Дети не успевают усвоить все на уроке, потому что и времени мало, и учитель нагружен так, что объяснять каждому по нескольку раз он не может, поэтому родители и вынуждены платить педагогам по найму, а то и нескольким, лишь бы ребенок получил нормальный аттестат.
Только вот выходит, что система образования настолько несовершенна, что сама подталкивает учителей либо к дополнительному заработку в индивидуальном порядке, либо давать контакты педагогов, которые занимаются репетиторством. Судя по последним данным, которые получила редакция от министерства образования Оренбургской области, педагогов в школах все меньше, а вот в «теневом» образовании их все больше.
Ожесточенная борьба за хороших репетиторов начинается у родителей школьников, которые перешли в 10 класс, нацеливаясь сдать ЕГЭ. Там учителя сразу предупреждают, что пора копить деньги и искать педагогов на стороне.
— Репетиторство — это неотъемлемая часть системы образования сегодня. Это все знают, но официально об этом не говорят, — рассказал Виталий, отец оренбургской школьницы. — Когда мой ребенок перешел в 10 класс, учительница математики сразу заявила: кто будет сдавать ЕГЭ по математике профильного уровня, нужно заниматься дополнительно. Если кто еще не нашел репетитора (предполагалось, что ответственные родители должны уже этим озаботиться), она подскажет координаты учителей-пенсионеров, которые поднатаскают детей за 2 года. При этом сама она не предлагала свои услуги, то есть не пыталась заработать на нас, а действительно давала дельный совет. Ну, и ей выгодно, конечно, чтобы класс в целом написал ЕГЭ хорошо. По русскому, кстати, та же история: учительница помогала детям найти репетиторов. То есть это очевидная для самих учителей вещь: в школе к ЕГЭ не подготовят, без репетитора не обойтись.
Получается, что и репетиторам хорошо (лишняя копеечка), и учителю хорошо, потому что школьники не завалят экзамены. А если еще и ученик получил 100 баллов, то здесь можно уже надеяться и на благодарственное письмо, и даже на небольшую премию. Только сами педагоги прекрасно понимают, чья на самом деле в большинстве случаев это заслуга…
Судя по объявлениям, где педагоги предлагают за свои услуги иногда и 300 рублей, напрашивается вопрос: а не проще ли сидеть на ставке в школе, отвести положенные уроки, получить стабильный заработок и отдыхать? Оказалось, что не проще.
Некоторые учителя воспринимают репетиторство, как возможность подработки в плюс к своей основной педагогической зарплате. Напомним, в Оренбуржье зарплата у учителя формируется, исходя из педагогического стажа, нагрузки и стимулирующих выплат. Подробнее о том, сколько на самом деле зарабатывают учителя, мы рассказывали здесь.
— Я чувствую себя защищенной и в школе, и во время частной практики, — рассказала нам учитель математики из школы Оренбургской области Светлана Анатольевна. — В школе я работаю, чтобы заработать себе на кусок хлеба, а репетиторство — это маслице на мой кусочек хлеба. Только вот разница частной практики с ведением уроков в том, что здесь я сама себе хозяйка. Я могу сама распределять на себя нагрузку, ни от кого не завишу. И ответственность несу только перед собой и одним учеником.
Светлана отмечает, что, несмотря на очень большую нагрузку в школе (уроки, проверка тетрадей, курсы, ведение электронного журнала, фото- и видеоотчеты), репетиторством сверхурочно занимаются практически все учителя. И не потому что они хотят зарабатывать миллионы, а потому что просто зарплаты учителя не хватает на полноценную жизнь.
Заместитель директора общеобразовательной школы Марина Евгеньевна, наоборот, планирует бросать школу и полностью переходить в «теневое образование». И тут на все вопросы ответят сухие цифры.
— По тарификации на начало учебного года мне за ежедневную проверку тетрадей в классе из 27 человек платят за месяц 552,26 рублей. Это по 0,97 рублей за 1 тетрадь. В онлайн-школе мне платят 40 рублей за проверку 1 домашней работы. То есть в 40 раз больше, учитывая, что в онлайне такой нагрузки нет. Репетиторство всегда было выгодным. За одно занятие с учеником в частной практике зарабатываешь столько, сколько за 7 уроков в день, стоя на ногах, срывая голос и мотая нервы. Нагрузка везде одинаковая: хочешь денег — надо пахать. Но если в частной практике я могу контролировать доход и поток учеников, то в школе — что дали, тому и рады. Обычно учителя работают по 2 смены и ведут не одну ставку, чтобы заработать приличные деньги. На зарплату в одну ставку не проживешь, оклады меньше прожиточного минимума (у меня, к слову, 16 567.65). Для меня уход в частную практику стал спасением.
Марина отмечает, что система образования сама подталкивает учителей к тому, чтобы они уходили в частную практику. И дело даже не в деньгах (ведь самостоятельно ведя уроки, нужно и учеников найти, и ценник поставить адекватный, и оправдать ожидания). Все просто — нет никакой защищенности от родителей и от руководства.
— Работа в школе защищенности никакой мне не дала. Я понимаю, что это зависит от директора, вот как раз директор и стал причиной моего ухода из школы. Когда нужно было защитить своего сотрудника от нападок родителей, она этого не сделала.
В итоге у нас получается такая картина. Считается (и законом это установлено), что общее и среднее образование в России бесплатное. Но на самом деле платные образовательные услуги, которые оказывают репетиторы, очень органично вплелись в образовательный процесс — без них система уже не справляется. Чтобы сдать ОГЭ и поступить в колледж или сдать ЕГЭ и поступить в вуз, родителям приходится платить за дополнительное образование — тем же учителям или их коллегам, но приходится. Тех знаний, которые дети получают в школе, просто недостаточно, и сами учителя это прекрасно понимают и признают. А вот чиновники признавать не торопятся — открыто говорить о таком не принято…