Posted 8 ноября 2023, 17:42

Published 8 ноября 2023, 17:42

Modified 8 ноября 2023, 18:14

Updated 8 ноября 2023, 18:14

Стол учителя постоянно завален тетрадками

На одну ставку не прожить: учителя в Оренбуржье работают «за себя и за того парня»

8 ноября 2023, 17:42
Фото: 1MI. Стол учителя постоянно завален тетрадками

Учителя рассказали, как формируются зарплаты в школах Оренбуржья

Сюжет
Город
Учителя, работающие в школах Оренбургской области, вынуждены брать на себя огромную нагрузку: чтобы, во-первых, заработать на жизнь, а во-вторых, компенсировать дефицит педагогических кадров. Глава регионального Минобра, однако, не видит в этом ничего плохого.

В главной оренбургской библиотеке прошла встреча, на которую приехали заместитель министра просвещения РФ Татьяна Васильева и депутат Госдумы Нина Останина. Обсуждали они проблемы образования в регионе, нехватку учебников и, конечно, низкие зарплаты педагогов.

Министр образования Оренбургской области Алексей Пахомов заявил, что с выплатами в регионе все в порядке, майский Указ Президента России выполняется. Правда, для того, чтобы взять эту высоту, учителям приходится брать не одну ставку нагрузки, а больше… но, по его мнению, это нормально.

— Я не знаю, как в целом по стране и откуда эти данные, но в Оренбургской области средняя нагрузка на педагога 1,2 ставки. При этом средняя заработная плата на данный момент, если мы говорим по общему образованию, у нас составляет 41 800 рублей, — высказался министр.

Мнение министра образования Оренбургской области начали обсуждать в разных уголках нашей страны, своем мнения высказывали не только политики и учителя, но и обычные россияне. Нина Останина в твоем ТГ-канале назвала это «федеральным скандалом».

— В начале прошлой неделе случился, не побоюсь этого слова, федеральный скандал. Представители оренбуржского чиновничества при поддержке некоторых своих коллег из столицы четко и внятно заявили, что денег на учебники и на зарплату учителям в регионах достаточно, а рассчитывать эту зарплату нужно не из ставки педагога, а из его совокупного дохода, включая дополнительную нагрузку (дополнительные ставки). Мол, «московские зарплаты в регионах не нужны». Считаю такую постановку вопроса категорически недопустимой, — высказалась Останина.

Стоит отметить, что сам Алексей Пахомов в школах никогда не работал. Окончил чиновник Уральский государственный технический университет по специальности «Мировая экономика» и начинал карьеру как экономист, впоследствии перешел на работу в Минобр Свердловской области, но и там отвечал за реализацию целевых программ.

Давайте с помощью опытных педагогов разберемся, что на самом деле происходит со ставками в школах, и почему от большой нагрузки на педагога страдают дети.

Какой на самом деле «длинный рубль» в Оренбургской области

На официальный запрос в министерстве образования Оренбургской области нам сообщили, что учителя деньгами не обделены.

— По оперативной информации муниципальных образований, средняя
заработная плата учителей общеобразовательных организаций Оренбургской
области за 9 месяцев 2023 года составила 47 277 рублей (с учетом
федеральных выплат за классное руководство 5 000 руб.); 42 129 рублей (без
учета федеральных выплат за классное руководство 5 000 руб.), — говорится в ответе.

Действительно ли в Оренбургской области учитель получает больше 40 тысяч рублей, как уверяет министерство образования? По данным ГородРабот.ру, педагог в школах нашего региона в 2023 год получает 24 028 рублей. Чаще всего в вакансиях указывают 19 тысяч рублей. При этом зарплата за последний месяц даже выросла на 2,3%. Откуда такое несоответствие? Похоже, все оттуда же: сервисы по подбору персонала указывают зарплату на 1 ставку.

Наверное, нужно для начала разобраться, что же это такое.

Что же такое ставка и сколько можно набрать часов?

В региональном минобре нам рассказали, что такое ставка. У учителя, обучающего по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным), норма часов учебной работы устанавливается 18 часов в неделю за ставку заработной платы. Регулируется это приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601.

Понятно, что взято это количество часов не с потолка: именно столько, по мнению профессионалов-педагогов, должен работать один учитель, чтобы соотношение качества преподавания и загрузки персонала было оптимальным.

Напомним, что, по данным министра образования региона, учителя нашего региона в среднем берут по 1,2 ставке. А есть ли потолок? Сколько максимально может взять учитель, чтобы заработать как можно больше? Оказалось, что верхнего предела нет: нагружай на себя, сколько вывезешь.

— Учебная нагрузка педагогических работников установлена верхним пределом в зависимости от занимаемой должности. Максимальный и минимальный размер учебной нагрузки педагогических работников общего образования не установлен, — отметили нам в министерстве.

О зарплатах и работе учителя нам рассказал депутат Заксоба Оренбуржья Вячеслав Ращупкин, который 19 лет был директором общеобразовательной школы, а до этого — простым учителем.

— Заработная плата учителя состоит из оклада, выплат компенсационного характера и стимулирующих. Учительская ставка равна 18 часам. Это время, которое педагог тратит на ведение уроков. Но он ведь не только этим занят, фактически его рабочая неделя — 36 часов, в которые входят участие в педсоветах, подготовка к урокам, работа с родителями, участие в мероприятиях. В нормативных актах нет четкой формулировки, какой потолок нагрузки. Но просто посчитайте, сколько работает учитель, взявший 2 ставки, то есть 36 педагогических часов в неделю. Делим на количество рабочих дней: выходит, он должен 7 часов в день стоять у доски и говорить, а потом столько же времени — проверять тетради, вести журналы, писать планы на будущие уроки… Представляете нагрузку? — объяснил Вячеслав Ращупкин.

Депутат говорит, что в его практике в Орске были случаи, когда учитель набрал три ставки — 54 часа. Но платить ему, как за три, не могут, поэтому все, что выше двух ставок, уходит в счет допплат. Учителя вынуждены работать за несколько педагогов не только потому, что хотят получить больше денег, но и потому, что деваться им некуда: людей в школах не хватает.

«Воспитывают чужих детей». Как от нагрузки на учителя страдают школьники?

У учителей на счет ставок мнение определенное — платили бы больше денег за ставку, работали бы только положенные 18 часов. Педагог начальных классов высшей категории с 35-летним стажем Надежда Евгеньевна уверена, что страдают от бешеной нагрузки не только учителя, но и дети: качество знаний падает катастрофически.

Сейчас в наших школах перегружены не только дефицитные учителя-предметники из старших классов, но и педагоги начального звена. Чтобы в «началке» один человек преподавал в двух классах — такого еще с десяток лет назад и представить себе было нельзя!

— Не может учитель, работая на двух ставках, научить детей так, как положено. Представьте себе 10 уроков подряд. Если работать полноценно, с отдачей, то это физически невозможно, брать больше одной ставки. Если работать в двух классах, то один будет получать все, что нужно, а второй — нет. Учителю не хватит сил, — отмечает Надежда Евгеньевна.

Особый акцент педагог делает на проверке тетрадей. Ей в школе за это доплачивают 890 рублей, при том, что нужно проверить пачки по четырем предметам, дополнительные карточки и рабочие тетради. А нагрузка на спину и зрение? Они не оплачиваются.

Заместитель директора общеобразовательной школы Марина Владимировна считает, что в школах за те зарплаты, которые есть, выгодно работать только начинающим педагогам, пока у них нет своей семьи и долговых обязательств.

— Сейчас учителя, чтобы получать более-менее приличную сумму, берут не по одной и не по полторы ставки. Бывает нагрузка такая, что многие парнокопытные их пожалели бы. Тут и уроки, и всевозможные кружки, внеурочка, классное руководство. Занимаются репетиторством после всего вышеперечисленного. Семью учитель практически не видит, он занимается воспитанием чужих детей, — отмечает педагог.

Конечно, от таких нагрузок и мизерных зарплат страдают дети. Например, учителю в среднем звене необходимо потратить на подготовку к трем урокам три часа, а если в день стоит не по одной параллели, а разные классы, тогда и времени затрачивается больше. То есть ни о каком инклюзивном подходе, новых наработках речь идти не может, потому что учитель просто не успевает полноценно подготовиться.

Марина Владимировна считает, что учителя просто разочаровываются в профессии. Кто-то уезжает в Москву, где сможет нормально работать, а не «пахать» за гроши, а кто-то и вовсе меняет сферу деятельности.

— Никто не просит «длинный рубль». Просят уважения и адекватную оплату. А кто будет уважать профессию, где технический персонал получает на равных с учителем? Если педагог будет получать достойную зарплату, то не будет «хапать» столько нагрузки на себя, и да, возможно, в профессию придут новые люди. А что тут плохого? Мы ведь испытываем нехватку кадров, — в заключении сказала учитель.

Отметим, что помимо уроков, педагог в свое свободное время должен повышать квалификацию, проходить множество курсов, готовится к конкурсам. Доплаты за это нет, а требования — есть.

Своих коллег поддержал депутат Заксоба Оренбургской области, учитель географии Нурлан Мунжасаров. Он считает, что из-за большой нагрузки учитель порой не успевает подготовиться к урокам, а если и успевает, то надолго человека не хватит — быстро перегорит.

— Я считаю, что ставка должна быть 18 часов, но не более. Она должна оплачиваться достойно. Например, год назад Казахстан принял такие условия: 16 часов ставка и не более, а зарплата — около 70 тысяч рублей на наши деньги. Если есть категория, то и зарплата больше. В результате, в школы вновь потянулись, нет кадрового голода в образовании, — рассказал нам Нурлан Мунжасаров.
Подпишитесь