Posted 17 июля, 09:36

Published 17 июля, 09:36

Modified 17 июля, 09:36

Updated 17 июля, 09:36

Педагогов в регионе становится все меньше

«Дети останутся без образования?» В школах Оренбуржья отмечается нехватка учителей

17 июля 2024, 09:36
Фото: 1MI
Педагогов в регионе становится все меньше

Из школ Оренбуржья увольняется все больше учителей

Родители оренбургских школьников не первый год жалуются на качество образования: то учителя-предметника нет, то часто меняют педагогов, то уроки ведут не специалисты. Оказалось, в Минобре проблемы не считают критическими. Что говорят родители и учителя — в нашем материале.

Некоторые родители оренбургских школьников считают, что их детям дают плохое образование. Как оказалось, во многих образовательных организациях мальчишкам и девчонкам преподают далеко не предметники. В региональном Минобре уверяют, что ситуация не настолько критичная, а вот сами учителя жалуются на нехватку кадров и огромную нагрузку. Что происходит в школах на самом деле — в материале 56orb.

Кто и как учит наших детей?

К нам в редакцию неоднократно поступали жалобы на то, что в школах в должной мере не преподаются многие предметы, среди которых русский язык и математика. Предметников просто не хватает, а те, что есть, преподают еще и по смежным темам, стараясь «заткнуть» дырки в явном дефиците кадров.

По данным Минобра, которые редакции 56orb предоставили на официальный запрос, в школах не хватает только учителей русского языка, математики, английского языка и начальных классов. Если же верить родителям учеников, ситуация намного серьезнее.

— Историю в седьмых классах ведет учитель труда, математику — учитель физкультуры, русский язык — студенты с педучилища, вот вам и вся статистика, — написала наша читательница Тамара.
— В 25 школе год нет учителя математики от слова совсем, приходящий для 9 и 11 только, лишь бы как-то сдать им экзамены, — негодует Ксения.
— Студенты теперь учителями работают. А когда институт заканчивают, увольняются из школ. А английский ведут все учителя подряд, он как бы в дополнительную нагрузку, — получили мы вот такой комментарий в нашем ТГК.
— 62 школа, Оренбург. На бумаге все отлично, фактически физика, технология, информатика, английский язык, даже география преподавались отвратительно. Учителя устают, выгорают, отсюда и проблемы с учениками, отсюда и попытки решить это при помощи репетиторов, — отмечают подписчики в соцсетях.
— У моего старшего сына, когда он был в 7 классе, поменялось за 1 четверть ПЯТЬ учителей английского языка. Есть учителя, которые постоянно находятся на больничном (причем, это учителя русского языка и математики, например), а их предметы замещают другими. Ну, и откуда будет качество обучения? Учителей физики, математики, биологии, английского языка, химии, русского языка и литературы не хватает, — обратилась к нам оренбурженка Татьяна.

Выходит, чтобы хоть как-то дать детям образование, уже работающие на нескольких ставках учителя вынуждены подрабатывать не по своему направлению.

На бумаге учителей хватает, а по факту — работать некому

Согласно официальным данным, которые Минобр предоставил 56orb, на данный момент в области не хватает всего 399 учителей (то есть вакансии открыты даже не в каждой второй школе). Точное количество педагогов, в которых образовательное учреждение нуждается, будет сформировано только к началу учебного года.

Министр образования Оренбуржья Алексей Пахомов объяснил, что такая текучка кадров в сфере образования — дело нормальное и вполне ожидаемое.

— Наличие вакансий педагогических работников по окончанию учебного года не является показателем именно «нехватки специалистов». Возникновение вакантных мест может быть обусловлено миграцией трудовых ресурсов, увеличением количества обучающихся в отдельных муниципалитетах и выходом учителей на пенсию в связи с достижением пенсионного возраста.

В итоге педагоги области считают, что «наверху» намеренно закрывают глаза на то, что учителя работают на нескольких ставках и вынуждены собой закрывать несколько вакансий и преподавать далеко не по своему предмету.

Нагрузка на педагога ложится колоссальная, которую с каждым годом увеличивают конкурсами и внеурочной деятельностью.

— Учителя замучены отчетами, опросами разными, которые присылают «сверху». То зарегистрироваться надо где-то, то за кого-то или за что-то проголосовать, а учить детей тогда когда?! — возмущается педагог, которая пожелала остаться анонимной. — А если учитель еще и классный руководитель, то это отдельная история, причем грустная. «Разговор о важном» проведи, профориентационное занятие проведи помимо уроков, сейчас еще придумывают курс внеурочной деятельности «Семьеведение» — зачем? Потом говорят: да, хорошо бы пятидневку ввести, чтобы дети в выходные с родителями были. А как все уроки базовые и профильные, внеурочную деятельность впихнуть в 5 дней? В общем, проблемы были и, к сожалению, остаются. Учителя еще и каждый год новые программы пишут — это нормально? Не зря была выслуга у учителей — 25 лет, потому что нервная система просто не выдерживает, а сейчас снова из-за нового пенсионного возраста, учителям приходится ждать выслугу больше, чем 25 лет. Это все есть в любой школе — средняя ли она, лицей или гимназия.

Получается, что даже при приличной зарплате текучка выходит значительная. На сайте вакансий «Работа России» СОШ №63 ищет сразу 15 учителей, СОШ №56 — 8, СОШ №57 — 7, СОШ №86 — 7… И такая статистика только в областном центре. По области картина еще ужаснее.

Молодые специалисты не идут в школы

Казалось бы, в министерстве могли бы сделать ставку на молодых педагогов, которые еще полны сил и энтузиазма, которых можно привлечь неплохими зарплатами и конкурсами. Но, по факту, Минобр даже не ведет статистику, сколько студентов педколледжей региона и ОГПУ после выпуска трудоустраиваются по специальности, не отслеживаются даже те, кто получил свою профессию за счет бюджетных денег и просто обязан отработать их в школе.

Что удивительно, Минобр уверяет, что в школах молодых специалистов до 35 лет — 27%. Но на практике надолго они не задерживаются в стенах учебного заведения. И тому есть причины.

— У нас несколько учителей работают, которые только-только окончили педколледж. И почти все собираются увольняться. Это не удивительно. Педагоги со стажем не хотят брать кружки, организацию мероприятий, разную внеурочную деятельность. И директор взваливает это все на бывших студентов, которым, по-хорошему, просто бы поработать несколько лет с классом, найти взаимопонимание с детьми. И вот наши девочки тянут на себе эту нагрузку. Зарплатой их не обижают, они получают столько же, сколько и учитель высшей категории. Только вот выгорают и зарекаются работать в школе, — поделилась с нами Надежда Евгеньевна, учитель начальных классов.

Условия есть, а очереди — нет

В Минобре уверяют, что в регионе делается все для привлечения молодых специалистов в профессию. Работает в области и программа «Земский учитель» (по ней трудоустроено за 3 года 95 человек), здесь вам и выплаты премий, поощрений; компенсация коммунальных расходов учителям, проживающим в сельской местности, как работающим, так и вышедшим на пенсию; за успешную подготовку школьников к ЕГЭ — губернаторская премия; разные федеральные и региональные программы.

В дополнение, в области действуют профильные психолого-педагогические классы: в 41 муниципальном образовании на базе 73 общеобразовательных организаций обучаются 1267 школьников. Выпускники этих классов ориентированы на педагогическую профессию.

Да и средняя зарплата у педагогов вполне неплохая, за «длинным рублем» они не гонятся.

Молодым специалистам еще и предоставляют жилье или частично или полностью предлагают возмещать траты за аренду.

Казалось бы, есть и «подъемные», и разные выплаты, а очереди почему-то нет. Но на самом деле причин масса. Здесь вам и переработки, и конфликты с администрацией школы и родителями, дополнительные нагрузки в виде повышения квалификации, конкурсов и лекций, за которые учитель денег не получает… То есть, по факту, молодой специалист может заработать только в том случае, если наберет всего, да побольше.

Видимо, родителям будущих первоклашек, чьи дети пойдут в школы города, на всякий случай стоит быть готовыми к новой реальности, которая была раньше только в малонаселенных пунктах, где один учитель вел почти все предметы.