Депутаты Заксоба Оренбуржья почти единогласно (44 — «за», 1 — «воздержался») приняли поправки, которые позволят усыплять бездомных собак, или, иначе говоря, подвергать их эвтаназии.
Судя по тексту законопроекта, опубликованного на сайте Заксоба, работать новая схема будет так: региональный Минсельхоз будет анализировать ситуацию в районах Оренбуржья, и, если где-то сложится ситуация, потенциально опасная для местных жителей, министерство выпустит официальный документ, признавая ситуацию экстраординарной. Тогда в этом районе будет разрешен отлов бездомных животных с последующей эвтаназией — безболезненным умерщвлением.
До 2019 года на территории России действовала простая схема решения «собачьего вопроса»: бродячих животных отлавливали по заявкам жителей (соответственно, если во дворе жила небольшая и неагрессивная собака, не мешающая людям, отловщиков никто не вызывал; если же это животное вызывало беспокойство жителей, они обращались в специализированную организацию), собак отвозили в пункт временного содержания, и, если в течение определенного срока не находилось желающих забрать их оттуда, животное усыплялось.
В декабре 2018 года депутаты Госдумы почти единогласно (при всего одном «против) приняли закон 498-ФЗ, согласно которому на территории России вводилась программа ОСВВ (отлов-стерилизация-вакцинация-возврат). Согласно этой программе, собак нужно отлавливать, лечить, чипировать, стерилизовать и возвращать в место отлова. Тех же, кто проявляет немотивированную агрессию, пожизненно содержать в приютах (впрочем, на территории Оренбуржья таковых, как ни странно, не обнаруживалось — все оказывались добрыми).
После ряда трагедий (одной из самых страшных оказалась оренбургская, когда сворой собак был растерзан ребенок) в 2023 году депутаты Госдумы решили внести изменения в ранее принятый закон. Но не отменили его, а позволили регионам решать этот вопрос самостоятельно.
Оренбургские депутаты решили, по сути, вернуться к старой практике, существовавшей д0 2019 года: отлавливать собак, содержать их, предлагать гражданам забрать их себе, но, если желающих не нашлось, невостребованных собак усыплять.
Оренбургские зоозащитники выступили против и подали в суд коллективный иск. Заседания проводились с огоньком: были и слезы, и скандалы. В итоге суд частично удовлетворил их требования и запретил усыплять собак просто по причине невостребованности. Но разрешил делать это, если ситуация сложилась экстраординарная, а другие меры результата не дают.