Немецкие ученые обнаружили, что личинки муравьиных львов парализуют своих жертв с помощью сложного яда, отличного от яда личинок златоглазок, атакующих тлей.
Исследование показало, что ферменты, отвечающие за внекишечное пищеварение у личинок сетчатокрылых, выделяются не из кишечника, а из особых желез. Причём, в синтезе белков могут не участвовать симбиотические бактерии.
Отряд сетчатокрылых объединяет насекомых с уникальной конструкцией личиночного ротового аппарата — двумя заострёнными трубочками. Ближайшие родственники сетчатокрылых, вислокрылки и верблюдки, имеют другие ротовые части.
Почти все личинки сетчатокрылых — это хищники, которые охотятся или питаются эктопаразитами. Их сосательные трубки предназначены для питания жидкостями, но они не могут проколоть добычу. Они вводят в неё пищеварительные ферменты.
Японские ученые выяснили, что внутри пищеварительной системы личинок муравьиного льва Myrmeleon bore живут симбиотические бактерии, выделяющие белок, который парализует жертв. Этот белок поступает в предротовую полость через слюнные железы. Предполагалось также, что личинка вводит в добычу ферменты и продукты жизнедеятельности бактерий, находящихся в пищеводе и зобе.
Авторы нового исследования усомнились в концепции внекишечного пищеварения, изучая личинок двух видов сетчатокрылых — муравьиного льва и златоглазки. Используя муляж добычи, они выяснили, что личинки вводят своим жертвам сложные смеси из 256 и 137 белков. Однако у личинок муравьиных львов не были обнаружены белки бактериального происхождения.
Рентгеновская микротомография и гистологические срезы позволили обнаружить у личинок муравьиных львов и златоглазок три особых железы. Часть белков поступает через ядовитый проток, другая — через пищевой канал. Гены, кодирующие эти белки, экспрессируются в максиллах. В ядовитых и головной железах личинок златоглазок были обнаружены бактерии. Яд муравьиных львов Euroleon nostras не требует участия бактерий.
Состав введенных веществ зависит от охотничьей стратегии: златоглазки охотятся на тлей, а муравьиные львы используют сложный белковый «коктейль», чтобы обездвижить добычу.