Posted 26 июля, 09:52

Published 26 июля, 09:52

Modified 26 июля, 09:52

Updated 26 июля, 09:52

Пчелы придумали новую тактику защиты.

Ученые выяснили, что пчелы нашли новый способ защиты от муравьев

26 июля 2024, 09:52
Фото: нейросеть
Пчелы придумали новую тактику защиты.
Японские пчелы обладают уникальной способностью защищать свои колонии. Они используют мускульный удар крыльями, чтобы отпугивать хищников и паразитов. Подробнее о боевой технике насекомых читайте в материале 56orb.

Как японские пчелы защищаются от вторжения муравьев?

В 1997 и 2015 годах ученые уже наблюдали впечатляющую способность японских пчел отбивать атаки вторгшихся муравьев. В новом исследовании, проведенном Национальным институтом экологических исследований Японии (NIES), эта сложная защитная тактика была изучена более подробно. Используя высокоскоростные камеры, исследователи зарегистрировали взаимодействие между пчелами и муравьями, вторгшимися в их улья в поисках меда.

Они заметили, что пчелы-сторожа не только жалят муравьев, но и с размахом отбрасывают их своими крыльями. Записи в замедленном режиме позволили ученым детально проанализировать точные и быстрые движения пчел, которые, подобно теннисистам, используют одно или два крыла и силу ветра для того, чтобы отбросить муравьев.

Эффективная тактика японских пчел

В ходе экспериментов исследователи запускали в улья различных муравьев, чтобы глубже понять оборонительные механизмы пчел. Оказалось, что пчелы варьируют свои приемы в зависимости от типа и размера угрозы. Например, против более крупных и быстрых древесных муравьев (Formica japonica) пчелам было труднее применять свою тактику, поскольку эти муравьи умело уклонялись от ударов.

В то время как на более мелких муравьев-трудяг (Pristomyrmex punctatus) и муравьев-трутовиков (Tetramorium tsushimae) пчелы воздействовали гораздо эффективнее.

Многообразие методов обороны японских пчел

Как пишет портал Новая наука, японские пчелы используют широкий арсенал средств для защиты своего гнезда. В октябре 2014 года ученые обнаружили уникальный способ защиты от атак японского гигантского шершня (Vespa mandarinia japonica). Когда шершень проникает в улья, он способен за минуту уничтожить до сорока пчел и уничтожить всю колонию.

— Хлопанье крыльями было наиболее часто наблюдаемым поведением, выполняемым пчелами-охранниками по отношению к ближайшим муравьям. Однако западные медоносные пчелы по-разному реагируют на разные виды жуков, — говорится в исследовании.

Но пчелы разработали тактику выживания — они окружают шершня плотной «шаровой» массой из сотен особей и начинают синхронно вибрировать, поднимая температуру до смертоносных для шершня 47°C. Другие методы включают строительство защитных стенок из экскрементов для отпугивания врагов и быстрое хлопанье крыльями, чтобы сбить нападающего с толку или выгнать его из улья. По мнению ученых, метод удара крыльями является предпочтительным, так как он требует меньше энергии. Вероятно, эволюция привела пчел именно к этой стратегии из-за ее эффективности и низких затрат.