Posted 20 августа, 11:10

Published 20 августа, 11:10

Modified 20 августа, 11:10

Updated 20 августа, 11:10

Термиты строят на тысячелетия.

Ученые обнаружили в Африке термитник возрастом 34 000 лет

20 августа 2024, 11:10
Фото: нейросеть
Термиты строят на тысячелетия.
В Африке обнаружены термитники местных термитов — Microhodotermes viator. Эти «холмы» имеют средний возраст 13–19 тысяч лет, а самый старый из них достигает возраста 33–34 тысячи лет. Подробности в материале 56orb.

В Намакваленде, области на юге Африки у ее западного побережья, можно наблюдать поразительные сооружения термитов. Эти небольшие бугры диаметром около сорока метров и высотой около двух метров созданы термитами Microhodotermes viator. Они весьма древние: их средний возраст составляет от 13 до 19 тысяч лет, а самому старому из них уже 33–34 тысячи лет! Предыдущий рекорд принадлежал термитнику в Бразилии, который был не старше 4 тысяч лет. Несмотря на свою древность, термитники в Намакваленде до сих пор населены, и термиты продолжают расширять свои дома.

Вечные дома термитов в Намакваленде

Сотрудники Стелленбосского университета, изучая древние термитники в Южной Африке, опубликовали свои находки в журнале Science of the Total Environment. Они обратили внимание не только на возраст этих строений, но и на почвенные и химические процессы, происходящие внутри них.

Термиты ежедневно приносят в свои гнезда мертвую растительность. Эти постоянные перемещения улучшают почвенные условия для бактерий, которые питаются растительными остатками. Исследования также показали, что бактерии, живущие рядом с термитниками, преобразуют углерод из органического материала в карбонат кальция. Когда дождь омывает термитники и вода течет по их туннелям, карбонат кальция растворяется.

— Мы выдвинули гипотезу, что термитники служат источниками накопления и выщелачивания растворимых минералов и органического углерода. Следовательно, эти насыпи могут быть архивами палеоэкологии, дающими представление о движении воды в ландшафте, которые помогают понять углеродный цикл, — говорят исследователи в научной работе.

Дождевая вода захватывает углекислый газ из атмосферы и превращает нерастворимые карбонаты в растворимые бикарбонаты, которые затем проникают глубже в почву, где остаются после дальнейших химических преобразований.

Таким образом, благодаря термитам и почвенным бактериям, атмосферный углекислый газ закапывается в землю. Старые термитники Намакваленда могут удерживать до 14 тонн углерода, который содержится не только в растительных остатках, принесённых термитами, но и в углекислом газе из атмосферы благодаря активности термитов и почвенных микробов.

Это может оказать позитивное влияние на климат, но нужны дополнительные расчеты, чтобы определить значимость и размер этого эффекта.

Биологический секрет древних термитников

Исследователи Стелленбосского университета подчеркивают, что древние термитники Намакваленда представляют интерес не только с археологической и биологической точек зрения, но и являются ключевыми объектами для климатических исследований. Процесс захоронения углерода, происходящий с участием термитов и почвенных бактерий, может существенно влиять на глобальные углеродные циклы. Учёные подчеркивают необходимость дополнительных исследований для точной оценки масштаба и влияния этого явления на атмосферные уровни углекислого газа.

Анализы почв вокруг этих древних термитников показывают высокий уровень стабильности захороненного углерода. Это позволяет предположить, что такие системы могут быть эффективными долгосрочными хранилищами углерода, что является важным в контексте текущих климатических изменений и снижения концентрации парниковых газов. Учёные предлагают расширить исследования на другие регионы с похожими экосистемами, чтобы понять, насколько распространено это явление.

Эволюция навыков строительства термитов

Дополнительно, изучение термитников Намакваленда может пролить свет на эволюционные адаптации термитов, которые позволили им создавать столь долговечные постройки. Поведение термитов Microhodotermes viator и их взаимодействие с почвенными бактериями вызывает интерес к вопросу коэволюции и развитию уникальных строительных навыков этими насекомыми. Ответы на эти вопросы могут дать новые идеи для биомиметики и инновационных технологий в строительстве и управлении почвой.

Таким образом, термитники Намакваленда становятся важным объектом междисциплинарных исследований, объединяющих палеонтологию, биологию, климатологию и экологию. Понимание их роли в глобальных углеродных циклах может привести к новым методам борьбы с изменением климата и раскрыть необычные аспекты взаимодействия организмов и их среды. Важно продолжать исследования в этом направлении, чтобы эффективно использовать полученные знания в борьбе за сохранение нашей планеты.