Posted 18 июля, 12:16
Published 18 июля, 12:16
Modified 18 июля, 12:16
Updated 18 июля, 12:16
Об оренбургских пуховых платках знают в каждом уголке России. Также все знают, что наши паутинки проходят через обручальное кольцо, а шали могут согреть даже в самый жуткий мороз. Но вот о том, как их вяжут и где хранят, мастерицы рассказывают редко. В выпуске рубрики «Закулисье» вы узнаете секреты пуховязального промысла нашего региона. Их нам раскрыла заведующий галереей «Оренбургский пуховой платок» Ирина Бушухина.
Сейчас Музей ИЗО хранит порядка 500 пуховых платков и шалей оренбургских мастериц. Формировать коллекцию начали еще в 80-х годах прошлого века. Сейчас пуховые работы закупают, а раньше организовывались целые экспедиции в районы, где пуховязальщицы создавали и продавали свои шедевры. Членам экспедиции за почти 40 лет удалось поговорить с сотней мастериц из разных сел региона, узнать их секреты.
— В России не было ни одного музея, который так целенаправленно собирал бы оренбургские пуховые платки. Это считалось утилитарной вещью, которая просто не заслуживала внимания искусствоведов. Оказалось, что это подлинное произведение народного искусства. Тогда и начали заниматься этим. Собрать коллекцию, чтобы она представляла весь ХХ век, было очень непросто, — объяснила Ирина Бушухина.
Искусствовед рассказала, что одна из самых запоминающихся экспедиций была в село Желтое. Там вязали женщины в каждом дворе. В руки спицы брали не только бабульки, но и молодые женщины, которые учили своих дочек этому ажурному мастерству.
Кстати, собирают в таких экспедициях в основном все то, что связано с пуховязальным промыслом: прялки, катушки, спицы… Получить платок в поездке — редкость, потому что пуховязание — это, в первую очередь, промысел, поэтому паутинки быстро раскупаются. В среднем у мастерицы на одну шаль или платок уходит 1-2 недели.
В коллекции музея есть уникальные вещи, например, специальные катушки, на которые наматывали пуховые нити. Это настоящая высушенная трахея, в которую засыпали бусинки. Так вязальщицы ночью при разматывании клубка не засыпали и продолжали создавать паутинку.
Пуховых платков в музее много. Здесь можно увидеть воздушные полотна с различными классическими узорами, с портретами Пушкина и Даля, пейзажами, надписями… Но самую большую ценность представляет пуховый платок конца XIX века, который чудом сохранился и попал в руки музейщикам.
— Найти платок старый практически невозможно. Нам просто повезло. Как-то после пожара в сарае сотрудников музея пригласили оценить предметы, которые уцелели. Мы нашли там сундук, в котором рядом с мылом и крахмалом начала прошлого века лежал пуховый платок. У него классический узор, а по краям — кисточки, которые сейчас уже не делают. Прошла Гражданская война, Великая Отечественная, голод, холод, а вещи смогли сохранить. Удивительно, что платок остался нетронутым, — вспомнила Ирина Бушухина.
Платок 140 на 140 сантиметров, но весит он всего 40 граммов. Там четкая композиция на плотном вязании. Если сложить этот платок пополам и накинуть на плечи, то рама, обрамляющая композицию, поддерживает силуэт женщины и дополняет ее костюм.
Да, пуховый платок, как картину, можно прочитать. Некоторые искусствоведы могут даже понять почерк мастерицы по любимым мотивам, уникальным авторским орнаментам.
— В пуховом платке три твердые комплекции, которые никогда не меняются в центральном поле: один ромб, пять ромбов или сплошная середина, когда вяжется один узор. После центрального поля идет решетка — ажурная полоса, отделяющая центральное поле от каймы. И третье — кайма, которая как рама закрывает всю композицию. Поэтому платки все друг на друга похожи. И правильно, это лицо промысла, а не самодеятельность, — объясняет искусствовед.
Раньше в классическом оренбургском пуховом платке по краям не было зубцов. Они появились только во время Великой Отечественной войны. Сегодня это уже 4 часть платка, приобретенная.
Кстати, хранение пуховых платков музейщики подсмотрели у мастериц. Раньше готовые изделия держали в ледниках (что-то наподобие погреба, куда клали зимой лед и использовали как холодильник летом). Так музейщики и придумали складывать коллекцию в холодильные камеры. И моль не ест, и шерсть сохраняется лучше.
Безусловно, пуховый платок меняется с каждым витком времени, как и любая мода. Из обычной утилитарной вещи он превратился в предмет гардероба любой оренбурженки. Только классических композиций современные вязальщицы создают все меньше. И увидеть это можно по тому самому платку, который полетел в космос. Посмотреть на него можно в галерее.
— В космос полетел платок абсолютно нашего века. В нем сошлись прошлое, настоящее и будущее. Мастерица включила в платок узоры XIX века — корольки, ХХ века — круговую продуманную композицию, и новый рисунок нашего времени. В кайме появился рисунок, абсолютно чуждый пуховязанию — ландыши. Взяли его из журналов мод, и я уверена, что он скоро уйдет. Сегодня так много платков с этими ландышами…
Кстати, современный платок сейчас — не просто классический узор, а целые композиции. Здесь вам и лица вождей и поэтов, пейзажи, люди… Дизайнеры и художники создают удивительные вещи, взяв за основу орнамент паутинки.
Пуховязанию учат не только в семьях мастериц, но и в нашем колледже искусств. Группы набирают небольшие. Ирина Владимировна отмечает, что девочки приходят на курс совершенно не умея держать спицы, но уже по окончанию колледжа они создают удивительные вещи и ищут свой стиль.
Вот, например, работа 2024 года. В ней пуховязальщица в стандартную шаль вплела бисер, чтобы получились уникальные узоры. Шаль очень тяжелая и не функциональная, но красивая.
А вот так вяжут машинки на нашей местной пуховой фабрике. Специальные станки могут создать вам совершенно любые узоры, когда вязальщицам приходится рисовать все сначала на миллиметровке, а потом постепенно вывязывать все одним полотном.
Галерея постоянно пополняется новыми экспонатами и видно, что сотрудники уже хотят открыть свой музей, посвященный исключительно пуховому платку, ведь для этого уже есть и готовые коллекции, и энтузиазм работников.