Posted 27 марта 2024, 02:59
Published 27 марта 2024, 02:59
Modified 5 апреля 2024, 11:09
Updated 5 апреля 2024, 11:09
В Областном театре кукол на улице Советской работает специальный бутафорский цех, который готовит не только декорации и костюмы для артистов, но и создает потрясающих, почти живых, кукол. Они — часть спектакля, и могут по праву считаться такими же артистами.
Начинается работа над спектаклем задолго до создания куклы. Режиссеры и художники дают бутафорскому цеху уже готовую задумку и говорят, что на выходе они хотят получить. Иногда все параметры будущих созданных кукол вымерены досконально вплоть до миллиметра, и отходить от задумки автора запрещено. А бывает, что мастерицам дают только общий набросок будущей куклы, а они должны вложить в нее что-то от себя, по сути, создавая авторский проект.
В небольшом уютном кабинете, заставленном цветами, материалами для работы и готовыми куклами, работает команда из пяти женщин, которые могут в сжатые сроки из пенопласта, клея и ткани создать произведение искусства. У каждой из них своя роль, хотя работать они предпочитают в команде.
— Создание куклы — коллективная работа. Сначала идея зарождается у художника, он передает ее нам, а мы создаем ей тело, наращиваем волосы, вкладываем в нее душу и передаем обратно художнику на роспись. В последнее время мы стараемся работать в команде, так получается быстрее, — поделилась с нами художник-бутафор Наталья Якименко.
Наталья, к примеру, предпочитает заниматься конечностями кукол. Ей нравится вырисовывать и вырезать каждый пальчик и делать руки максимально человеческими, чтобы у зрителя даже сомнений не возникало, что перед ним на сцене — живой человечек. Не обходится и без курьезов: недавно бутафоры работали над руками для постановки «Зойкина квартира». Создавали их для манекенов в натуральном человеческом размере. Но, когда уже работа была завершена, художник от идеи отказался. Все конечности теперь хранятся в ящиках, и при потрясающей реалистичности исполнения выглядит это, если честно, жутковато.
Используются здесь и новые технологии. Пусть большая часть кукол по старинке создается из папье-маше, для некоторых больших проектов, например, как спектакль «Маленький Принц» используют и 3D-принтер. На нем напечатали одинаковые ручки для кукол. Это заметно ускорило процесс и облегчило работу бутафорам.
Ольге очень нравится рисовать куклам лица. В профессии она уже 10 лет, но каждый раз к новому проекту она приступает с волнением.
— Мне нравится наносить последние штрихи в готовой кукле, когда она уже одета, есть волосы и руки. Я рисую ей глаза, и как будто душа появляется у нее. Как будто живая. Для меня каждый спектакль — новая жизнь. Никогда не бывает скучно, очень затягивает процесс и работа, — рассказала художник-бутафор Ольга Гагаркина.
К постановкам готовят не только маленьких кукол, которые надеваются на руку артисту, но и больших, с человека ростом. Над ними приходится трудиться еще более кропотливее, потому что проработать надо не только внешний вид, но и учесть, как ее будет передвигать артист на сцене. Такими масштабными проектами занимается Ирина Мангушева.
— Маленькое изделие можно на стол положить и все проработать, а вот большое приходится иногда даже подвешивать, чтобы детально проработать. Еще для меня в больших куклах сложно понять, как сделать, чтобы актер с куклой мог взаимодействовать. Для Снежного человека, к примеру, нужно было проработать мимику. Я создала специальную упряжку, чтобы кукла практически объединялась с человеком. В ней рабочие руки, ноги и лицо: мимикой управляет рука актера, находящаяся внутри кукольной головы, — объяснила Ирина.
Самый любимый проект Ирины — павлины в спектакле для взрослых «Саломея». У птиц двигаются не только крылья и клювы, но и даже пальчики на лапках. Один из последних масштабных проектов Ирины — Снежный человек из спектакля «Маленький Генри и Снежный человек».
Сейчас в бутафорском цехе активно идет подготовка к новому бэби-спектаклю (для маленьких зрителей от 0 до 3) «Ладушки-ладошки». Его премьера пройдет в апреле. Куклы будут мягкими и тактильными, потому что дети будут брать их в ручки. А это значит, что куклу нужно сделать не только красивой, но и безопасной. Вырезают ее из пенопласта, подгоняя под предоставленный эскиз в натуральную величину.
По задумке художников, сцена будет сделана из большого покрывала, сшитого из разноцветных лоскутков. Занимается им художник-модельер театрального костюма Елена Мельникова. Она же, кстати, шьет для кукол костюмы. Елена попала в театр случайно, да так в нем и осталась.
— Я всю жизнь учусь. Для меня театральный костюм совсем неизвестен был, пока я не пришла работать в театр. Сейчас, можно сказать, заново всему учусь, разбираюсь. Над многими постановками, в том числе и над новой для наших малышей, я работаю вместе с художником: помогаю подобрать фактуру и цвет ткани, — поделилась Елена.
Куклы для театра бывают разные. Артисты говорят, что самые сложные в работе — марионетки, потому что могут запутаться ниточки. А вообще в цехе есть даже специальный человек (единственный мужчина в коллективе цеха), который разрабатывает механизмы. Благодаря ему куклы могут открывать рты, шевелить руками и моргать глазами.
Художник-конструктор Виктор Манаев даже показал корреспонденту 56orb.ru, как изнутри выглядит голова моргающей куклы. Этот Буратино участвовал в телевизионной программе и был очень подвижен. Он мог держать ручку и даже озорно шевелить кудряшками.
На создание «труппы» кукол для одной постановки может уйти от недели до нескольких месяцев. Все зависит от детализации и сложности. Говорят, больше всего времени ушло на создание 40 кукол в бальных платьях для постановки «Золушка».
После того, как спектакль отшумел на сцене, и куклы больше не нужны, их складывают в специальные ящики и убирают до того момента, пока постановку не вернут в репертуар.
— Когда спектакль завершается, куклы забирают помощники режиссера и хранят у себя. Ну, а если спектакль списывают, то куклы расходятся в другие постановки или в музей. Правда, такое бывает крайне редко. Обычно куклы живут по 30-40 лет, ездят на гастроли. Мы их постоянно ремонтируем и отправляем дальше блистать, — объяснила заведующая производственной мастерской Екатерина Морозова.
Екатерина отмечает, что самый сложный процесс в работе — начать. Как только руки доходят до куклы, процесс запускается, и остановиться уже практически невозможно. В театре Екатерина уже 24 года, но на работу каждый день идет с большой охотой, а за рабочий стол садится с интересом.
Театр кукол — это не только артисты и куклы, но еще и большая команда, которая трудится над тем, чтобы взрослые и дети принесли со спектакля домой ощущение чуда. Как это происходит — в нашем видео.