Posted 18 мая, 06:25

Published 18 мая, 06:25

Modified 18 мая, 10:01

Updated 18 мая, 10:01

Инсталляция в Оренбургской филармонии

Этих картин вы никогда не увидите: закулисье оренбургского Музея ИЗО

18 мая 2024, 06:25
Фото: 56orb.ru. Инсталляция в Оренбургской филармонии
Во всероссийскую акцию «Ночь музеев» 56orb публикует четвертый выпуск проекта «Закулисье». Сегодня мы расскажем, как Оренбургский музей ИЗО хранит свой огромный фонд, как создаются новые выставки и что происходит с экспонатом после реставрации.

Оренбургский музей изобразительных искусств — кладезь не только красивых картин и скульптур, но еще и предметов быта. Как оказалось, фонд настолько огромен, что многие экспонаты оренбуржцы могут даже никогда не увидеть, а некоторые картины висят в основной экспозиции и чаще всего остаются незамеченными посетителями, хотя имеют богатую историю.

В нашем материале — секреты хранения, уникальные фотографии до и после реставрации. Обо всем этом корреспонденту 56orb рассказала главный хранитель Музея ИЗО Алина Бучнева.

Уникальные «жемчужины» оренбургской коллекции

Оренбургскому музею изобразительных искусств в следующем году исполняется 65 лет. Его фонды сейчас насчитывают порядка 11 тысяч единиц хранения. И это не только живопись, графика, декоративно-прикладное искусство и скульптура. Благодаря тому, что в структуру музея сейчас входят еще Музей скульптуры имени Петиных и Дом-музей семьи Ростроповичей, фонд пополнили предметы быта разного времени.

Отметим, что картины попадают в музей из разных мест, например, передаются в дар от художников, наследников или местных жителей, закупаются (деньги выдаются государством) или пополняются из фондов более крупных учреждений культуры из Москвы или Санкт-Петербурга. Например, мало кто обращает внимание на картину Василия Яковлева «Колхозное стадо» (1947 год) в постоянной экспозиции, которая, кстати, получила Сталинскую премию. А попала она к нам из Третьяковской галереи.

— Зачастую бывает такое, что в региональных музеях, например, у нас, хранятся такие сокровища, которые по разным причинам могли и не войти в постоянную экспозицию федеральных музеев. Начиная с 2019 года наш фонд активно пополняет «РОСИЗО», от них мы получили уже больше 2 тысяч экспонатов. Кстати, музей пополняется не только работами знаменитых художников, но еще и картинами оренбургских молодых мастеров. Самая свежая в коллекции — 2023 год. Прям в прошлом году после выставки у ребят взяли на хранение. Мы понимаем, что их работы будут ценны для потомков, — отметила главный хранитель музея.

За семью замками

В постоянной экспозиции музея вы редко найдете новые экспонаты. Экспозиции в главном здании практически не меняются. Картины из фонда иногда показывают на выставках, но зачастую экспонаты просто хранятся в специальном здании за Музеем ИЗО. Попасть туда, кстати, практически невозможно.

— Доступ в наш фонд постоянно разрешен не всем. Чтобы попасть не сотрудникам, нужно получать специальный доступ. Его чаще всего запрашивают студенты или преподаватели институтов. Все предметы передаются к нам на вечное хранение. Вот редко задумываемся, что вечное — это очень долго. Картины и скульптуры будут хранится и после нас другими хранителями, показываться другим людям.

Кстати, картины в фонде хранятся по-особенному. Для всех видов работ соблюдается своя температура, влажность и даже свет. Например, для масляных картин влажность поддерживают от 40 до 60 процентов, а температура — не выше 25. Стоят картины в специальных стеллажах, а графика хранится в ящиках в затемненных помещениях, чтобы сохранить бумагу.

Нам удалось попасть в сам фонд и мы готовы показать уникальные кадры.

А вот и несколько работ, которые в основной экспозиции вы точно не увидите. Зато многие экспонаты можно посмотреть вот здесь.

Как экспонаты превращают в «конфетки»

Реставрация картинам и другим экспонатам музея требуется крайне редко. К примеру, за последние пять лет из основной экспозиции срочная «реанимация» не требовалась ничему. Но если уж объекту искусства требуется немного привести внешний вид в порядок, то ему устраивают настоящую командировку: везут в столицу, где опытные мастера приводят все в порядок.

Вот так выглядел до реставрации и выглядит после дамский письменный стол XIX века. Сейчас его можно увидеть в основной экспозиции. У стола фигурная столешница, пять выдвигающихся ящичков, с пятью овальными многоцветными эмалями, на которых изображены пасторальные сценки. Разница до приведения в порядок и после видна невооруженным глазом. Отметим, такого рода работы проводятся крайне редко, потому что требуют больших вложений.

То, что остается за кулисами выставки

Над выставкой работает целая команда, которая планирует открытие на год вперед. Зачастую именно в таких экспозициях и можно увидеть редкие картины из фонда Музея ИЗО, которые подходят под тематику или хорошо вписываются в экспозицию выставки, которую к нам привезли из другого города.

— Для многих музей — это картины и экскурсоводы. Но на самом деле это огромный труд большой команды, который включает в себя еще и юридические моменты. Нужно быть фантастическим логистом, чтобы выстроить работу, особенно если дело касается перевозок выставок, — отметила Алина.

После того, как план выставки утвердили, концепцию и расположение работ придумали, начинается ее монтаж. Занимает он примерно неделю.

Работы подбираются настолько досконально, что, к пример, из другого города к нам привозят 50 картин, а выставляются лишь часть из них. Бывают и случаи, когда работа лежит и ждет своего звездного часа, например, как гравюра Дюрера. Ее можем увидеть и мы, а могут только наши потомки, потому что не было еще контекста, в который эта работа хорошо вписалась.

Кстати, все выставки можно смело назвать уникальными, потому что их вы больше никогда не увидите. Да, работы и тематики могут повторяться, но из-за того, что над концепцией трудится уже другой человек, в итоге получится совершенно уникальный объект.

— Я работаю в музее уже 5 лет. И каждый раз, когда ждешь открытия новой выставки, кажется, что произойдет что-то невероятное. Всегда предвкушение, как в детстве ожидание дня рождения. Над новой выставкой я работала неделю и очень ждала, что это будет что-то грандиозное, но вот она открылась, и я жду еще чего-то более классного, — поделилась с нами Алина.

Кстати, сейчас в выставочном зале работает выставка «Соцреализм. Трансформация стиля. Советское искусство». Это коллаборация Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» и оренбургского Музея ИЗО. Вот несколько работ оттуда. Выставка будет работать до 8 сентября.

А если вы ждете чего-то еще более грандиозного, то уже этой осенью в Оренбурге откроется спутник Эрмитажа, и совсем скоро после ремонта посетители вновь смогут увидеть постоянную экспозицию в Музее ИЗО, который в прошлом году закрылся на ремонт. По секрету нам стало известно, что внутри учреждение культуры сильно изменилось, даже некоторые стены поменяли свое местоположение.

Подпишитесь