Оренбургский губернаторский музей, история которого насчитывает больше двух веков, сейчас хранит больше 120 тысяч экспонатов. Из них основной фонд составляет 101 294 единицы хранения и 26 779 единиц хранения — научно-вспомогательный фонд. В коллекции можно найти все, начиная Сарматским золотом, заканчивая живописными картинами ХХ века. Все это прекрасно умещается в двух небольших зданиях, где хранители тщательно следят за состоянием предметов.
Сейчас в музейной коллекции есть все, что только можно представить: ткани, оружие, драгметаллы, чучела птиц и животных, живопись, мебель… Перечислять можно бесконечно, а на полках в хранилище можно найти все, что угодно. Удивительно, но всего несколько лет назад сотрудники музея собирали все экспонаты вручную в экспедициях.
— Пополнение фондов — очень трудоемкий и долгий процесс. Раньше наши коллеги садились в автобусы и ехали по области. Там они общались с людьми, искали предметы, записывали информацию вручную со слов бабушек. У нас хранятся целые тома бумаг. Сейчас все стало проще. Фонд мы пополняем при помощи закупок, еще многое приносят в дар оренбуржцы, — объяснила хранитель фондов Инна Кальченко.
Удивительно, но иногда музей организовывает выставки с целью пополнить фонд чем-то новеньким. Например, музейщики кидают клич среди людей: нужны предметы, к примеру, связанные со свадебными обычаями. Временно. После экспонирования людям предлагают этот предмет передать музею, чтобы он и дальше мог изучаться и использоваться во время выставок.
Кстати, предметы собирают не все подряд, а только те, которые могут иметь какую-то ценность для наших потомков и нести в себе уникальный смысл. Возможно, еще 4 года назад вы и не думали, что ковидные справки станут музейным экспонатом.
— Всего четыре года назад мы все ходили в масках, а сейчас как будто и не было никогда этой истории. Если мы поставим этот защитный костюм, в котором варились несчастные врачи, маски, справки, чтобы выйти из дома, ампулу — это уже будет историей. Мы можем показать, как мир с этим справился, и что-то переосмыслить сейчас, — рассуждает главный хранитель фонда Ольга Абросимова.
Но, к сожалению, хранилища не резиновые. Ставить новые единицы хранения еще есть куда, но это лишь вопрос времени. Паводок и здесь внес свои коррективы: из-за угрозы подтопления пришлось все эвакуировать. Только на днях музей стал возвращаться в родные стены манежа. Сейчас в фонде явный творческий беспорядок, но хранители радуются, потому что могут спокойно провести опись предметов.
А еще музей проводит реставрацию своих экспонатов. Чаще всего это происходит в том случае, если предмет разрушен временем и если ему не помочь сейчас, то он будет полностью утрачен. Так и произошло с женскими уральскими костюмами XIX века. Их в фонде довольно много, но некоторые из них были практически уничтожены временем.
Реставрация — штука очень дорогая. В нашей области таких специалистов нет, поэтому возить предметы приходится в ближайшие крупные города. Чтобы найти деньги на восстановление, сотрудники музея создали просветительский проект и выиграли сразу несколько грантов, которые помогли привести в порядок уникальные предметы коллекции.
— Восстановили их довольно быстро. Сейчас все костюмы уже в нашем фонде. После реставрации у них изменились условия хранения, а именно — если раньше они висели в большом шкафу с другим текстилем, то сейчас мы должны будем хранить их исключительно в горизонтальном положении, чтобы ткань больше не деформировалась и не вытягивалась. Пока что продумываем, как это будет выглядеть, — рассказала Инна Кальченко.
Вот так из трухи и набора ниток получились сарафаны, рукава и блузы. Процесс восстановления костюмов вы можете посмотреть прямо сейчас.
Кстати, реставратор может и отказать музею в работе, если он уверен, что восстановление принесет только вред экспонату, а не пользу. Иногда бывает и такое, что специалист потрудился на славу, но экспонировать вещь больше нельзя, разрешается только хранить ее чуть ли не в закрытом ящике, чтобы не повредить.
Здание на Пионерской, 9, где находится городской ЗАГС, богато историей. Если свернуть за угол, то вы наткнетесь на неказистую кирпичную постройку, которая сейчас вся в строительных лесках. Это старый манеж, где когда-то проводились соревнования и показательные выступления породистых лошадей.
Когда попадаешь в это здание, то с трудом представляешь себе, как по огромному помещению скакали лошади, а зрители на небольших трибунах взрывались аплодисментами. Сразу напрашивается вопрос: есть ли у такого здания со своей историей призраки?
— Необъяснимые вещи иногда случаются. До недавнего времени не так много было камер видеонаблюдения. Современная техника чувствительна к любому движению. Охрана иногда говорят, что датчики движения срабатывают, хотя никакого сквозняка, никаких насекомых здесь нет. Иногда где-то что-то падает. Верить, конечно, можно во все, что угодно. При желании даже гогот лошадей услышать, — улыбается Инна. - Нам в любом случае работать здесь не страшно. Если бы эти призраки еще помогали работать, цены бы им не было.
Иногда фонд открывает свои двери для посетителей. Вы воочию можете увидеть множество экспонатов, которые хранятся в стенах бывшего манежа. А если очень захотите, то даже услышать топот лошадей.