Оренбургский музей изобразительных искусств — кладезь не только красивых картин и скульптур, но еще и предметов быта. Как оказалось, фонд настолько огромен, что многие экспонаты оренбуржцы могут даже никогда не увидеть, а некоторые картины висят в основной экспозиции и чаще всего остаются незамеченными посетителями, хотя имеют богатую историю.
В нашем материале — секреты хранения, уникальные фотографии до и после реставрации. Обо всем этом корреспонденту 56orb рассказала главный хранитель Музея ИЗО Алина Бучнева.
Оренбургскому музею изобразительных искусств в следующем году исполняется 65 лет. Его фонды сейчас насчитывают порядка 11 тысяч единиц хранения. И это не только живопись, графика, декоративно-прикладное искусство и скульптура. Благодаря тому, что в структуру музея сейчас входят еще Музей скульптуры имени Петиных и Дом-музей семьи Ростроповичей, фонд пополнили предметы быта разного времени.
Отметим, что картины попадают в музей из разных мест, например, передаются в дар от художников, наследников или местных жителей, закупаются (деньги выдаются государством) или пополняются из фондов более крупных учреждений культуры из Москвы или Санкт-Петербурга. Например, мало кто обращает внимание на картину Василия Яковлева «Колхозное стадо» (1947 год) в постоянной экспозиции, которая, кстати, получила Сталинскую премию. А попала она к нам из Третьяковской галереи.
— Зачастую бывает такое, что в региональных музеях, например, у нас, хранятся такие сокровища, которые по разным причинам могли и не войти в постоянную экспозицию федеральных музеев. Начиная с 2019 года наш фонд активно пополняет «РОСИЗО», от них мы получили уже больше 2 тысяч экспонатов. Кстати, музей пополняется не только работами знаменитых художников, но еще и картинами оренбургских молодых мастеров. Самая свежая в коллекции — 2023 год. Прям в прошлом году после выставки у ребят взяли на хранение. Мы понимаем, что их работы будут ценны для потомков, — отметила главный хранитель музея.
В постоянной экспозиции музея вы редко найдете новые экспонаты. Экспозиции в главном здании практически не меняются. Картины из фонда иногда показывают на выставках, но зачастую экспонаты просто хранятся в специальном здании за Музеем ИЗО. Попасть туда, кстати, практически невозможно.
— Доступ в наш фонд постоянно разрешен не всем. Чтобы попасть не сотрудникам, нужно получать специальный доступ. Его чаще всего запрашивают студенты или преподаватели институтов. Все предметы передаются к нам на вечное хранение. Вот редко задумываемся, что вечное — это очень долго. Картины и скульптуры будут хранится и после нас другими хранителями, показываться другим людям.
Кстати, картины в фонде хранятся по-особенному. Для всех видов работ соблюдается своя температура, влажность и даже свет. Например, для масляных картин влажность поддерживают от 40 до 60 процентов, а температура — не выше 25. Стоят картины в специальных стеллажах, а графика хранится в ящиках в затемненных помещениях, чтобы сохранить бумагу.
Нам удалось попасть в сам фонд и мы готовы показать уникальные кадры.
А вот и несколько работ, которые в основной экспозиции вы точно не увидите. Зато многие экспонаты можно посмотреть вот здесь.
Реставрация картинам и другим экспонатам музея требуется крайне редко. К примеру, за последние пять лет из основной экспозиции срочная «реанимация» не требовалась ничему. Но если уж объекту искусства требуется немного привести внешний вид в порядок, то ему устраивают настоящую командировку: везут в столицу, где опытные мастера приводят все в порядок.
Вот так выглядел до реставрации и выглядит после дамский письменный стол XIX века. Сейчас его можно увидеть в основной экспозиции. У стола фигурная столешница, пять выдвигающихся ящичков, с пятью овальными многоцветными эмалями, на которых изображены пасторальные сценки. Разница до приведения в порядок и после видна невооруженным глазом. Отметим, такого рода работы проводятся крайне редко, потому что требуют больших вложений.
Над выставкой работает целая команда, которая планирует открытие на год вперед. Зачастую именно в таких экспозициях и можно увидеть редкие картины из фонда Музея ИЗО, которые подходят под тематику или хорошо вписываются в экспозицию выставки, которую к нам привезли из другого города.
— Для многих музей — это картины и экскурсоводы. Но на самом деле это огромный труд большой команды, который включает в себя еще и юридические моменты. Нужно быть фантастическим логистом, чтобы выстроить работу, особенно если дело касается перевозок выставок, — отметила Алина.
После того, как план выставки утвердили, концепцию и расположение работ придумали, начинается ее монтаж. Занимает он примерно неделю.
Работы подбираются настолько досконально, что, к пример, из другого города к нам привозят 50 картин, а выставляются лишь часть из них. Бывают и случаи, когда работа лежит и ждет своего звездного часа, например, как гравюра Дюрера. Ее можем увидеть и мы, а могут только наши потомки, потому что не было еще контекста, в который эта работа хорошо вписалась.
Кстати, все выставки можно смело назвать уникальными, потому что их вы больше никогда не увидите. Да, работы и тематики могут повторяться, но из-за того, что над концепцией трудится уже другой человек, в итоге получится совершенно уникальный объект.
— Я работаю в музее уже 5 лет. И каждый раз, когда ждешь открытия новой выставки, кажется, что произойдет что-то невероятное. Всегда предвкушение, как в детстве ожидание дня рождения. Над новой выставкой я работала неделю и очень ждала, что это будет что-то грандиозное, но вот она открылась, и я жду еще чего-то более классного, — поделилась с нами Алина.
Кстати, сейчас в выставочном зале работает выставка «Соцреализм. Трансформация стиля. Советское искусство». Это коллаборация Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» и оренбургского Музея ИЗО. Вот несколько работ оттуда. Выставка будет работать до 8 сентября.
А если вы ждете чего-то еще более грандиозного, то уже этой осенью в Оренбурге откроется спутник Эрмитажа, и совсем скоро после ремонта посетители вновь смогут увидеть постоянную экспозицию в Музее ИЗО, который в прошлом году закрылся на ремонт. По секрету нам стало известно, что внутри учреждение культуры сильно изменилось, даже некоторые стены поменяли свое местоположение.