Первое в этом году заседание Орского городского совета началось со скандала. Депутаты изменили регламент, и внесенные в документ изменения позволят им снимать с должности председателя совета. Теперь для этого нужно лишь, чтобы за отставку проголосовала половина от числа избранных депутатов – то есть 13 человек. Если учесть, что больше трех четвертей депутатов принадлежит к одной партии, набрать 13 голосов – вообще не проблема.
Но зачем это нужно и почему такая необходимость возникла именно сейчас? Некоторые из депутатов полагают, что это месть действующему председателю Галине Веренициной за слишком независимую позицию: на предыдущем заседании, в декабре прошлого года, она оказалась одной из трех депутатов, выступивших против создания горного карьера буквально под окнами многоквартирных домов. Именно поэтому якобы и родилась инициатива (авторы инициативы, впрочем, уверяют, что это никак не связано): как иначе объяснить, что регламент действует уже несколько десятилетий, и при нынешнем председателе совет отработал по нему 2,5 года, а необходимость в появлении этого механизма возникла только сейчас? Давайте разберемся в истории вопроса.
Галина Вереницина была избрана председателем в сентябре 2020 года. На тот момент она работала директором Орского индустриального колледжа и почти не имела политического опыта – депутатский значок и удостоверение она получила в тот же день, когда состоялись выборы председателя. Правда, прежде, будучи директором, она какое-то время возглавляла горисполком «Единой России»…
В борьбе за пост председателя она конкурировала с самым опытным депутатом Вячеславом Ращупкиным (сейчас он стал депутатом Заксоба) и уверенно обошла его, набрав 16 голосов (Ращупкин – всего 5). Тогда многие решили, что Вереницину избрали именно потому, что она была новичком: такой, мол, легче манипулировать. Однако в декабре 2022 года она пошла против депутатского большинства в самом принципиальном вопросе.
Эта история началась еще весной 2020 года. Прямо на въезде в Орск со стороны Оренбурга, меньше, чем в километре от девятиэтажек на улице Олимпийской, начала работать тяжелая техника: бульдозеры, экскаваторы. Оказалось, что там проводились геологоразведочные работы: специалисты искали зеленоватый камушек серпентинит. Искали с разрешения городской администрации: глава Орска подписал соответствующие бумаги (правда, как выяснилось два года спустя, напрасно: суд признал его действия незаконными).
Серпентинит необходим для получения пропанта: это такие мелкие керамические бусинки, которые нефтяники засыпают в пробуренные скважины как расклинивающий материал. Производится пропант в Новотроицке: екатеринбургская компания «Ника-Петротэк» начала изготавливать его на площадке Новотроицкого цементного завода, основав фирму «Оренбургский пропант». Она работала на привозном сырье, но в 2020 году решила разрыть собственный карьер – недалеко от завода, но под боком у орчан.
Геологоразведка подтвердила наличие залежей серпентинита, но начать добычу «Оренбургский пропант» не мог: дело в том, что территория, где должен расположиться карьер, относилась к рекреационной зоне, заниматься производственной деятельностью там нельзя. Поэтому предприятие обратилось в горсовет с просьбой внести изменения в генплан Орска и перевести земли в категорию промышленных. Но тут возникли проблемы.
Дело в том, что этот район Орска – самый сложный в плане экологии. Неподалеку, в Новотроицке (скорее, между Орском и Новотроицком) находится несколько предприятий: уже упоминавшийся цементный завод, металлургический комбинат, химический завод… Известие о том, что буквально под окнами расположится еще и карьер, взбудоражило орчан. Начались акции протеста, одиночные пикеты, стали подписываться коллективные обращения... Даже обращение к Путину было.
Впрочем, обращения писались обеими сторонами, и подписывали их тысячи людей. Сторонники разработки карьера настаивали, что объект городу необходим: это новые рабочие места, это налоги… А еще, уверяли они, добыча будет почти безвредной – технология современная, без взрывов, без пыли. Противники карьера парировали: рабочих мест окажется не так уж много (на сайте регионального УФСИН появилась информация, что на «Оренбургский пропант» трудоустраивается более 200 осужденных, отбывающих наказание), большая часть налогов уйдет в Екатеринбург и Новотроицк, так как фирма не зарегистрирована в Орске, а главное – согласно официальным документам, раскопать карьер можно было как возле домов, так и дальше, в степи: Минприроды предоставило «Оренбургскому пропанту» на выбор несколько участков (на территории Орска, но значительно дальше от жилья; на территории Новотроицка; на территории Кваркенского района); но завод почему-то ухватился именно за этот.
Решение депутатам нужно было сделать непростое. С одной стороны, интересы экономики, с другой – давление со стороны избирателей. Сначала вопрос был включен в повестку дня в августе 2021 года, но до голосования не дошло: его исключили из повестки.
К теме вернулись в феврале 2022 – тогда против перевода земель (и фактического разрешения добычи) проголосовало всего 5 депутатов, но неожиданно много народных избранников прогуляли это заседание, и голосов тех, кто был за, не хватило для принятия решения.
Следующая попытка должна была состояться в июне 2022, но глава города решил блокировать включение вопроса в повестку и отправил документы «ОП» на доработку.
Наконец, в декабре состоялось заседание, на котором депутаты согласились-таки разрешить перевод земель из одной категории в другую, хоть прокурор Ленинского района Орска Иван Ткаченко и настаивал, что это незаконно. Против перевода голосовали лишь три депутата. Одной из этих троих и стала Галина Вереницина – председатель.
Кстати, уже к январскому заседанию прокурор направил в горсовет протест: он потребовал отменить ранее принятое решение, поскольку оно противоречит нормам федерального законодательства. Однако сегодня депутаты, опять-таки большинством голосов, его протест отклонили. А Вереницина (уже после того, как коллеги создали инструмент для ее увольнения) снова поддержала прокурора, то есть снова выступила против карьера.
— Моя позиция остаётся прежней. Я буду голосовать за протест прокурора, - заявила она.
Очевидно, на одном из ближайших заседаний инициативная группа депутатов выдвинет вопрос о снятии действующего председателя с должности и о выборе нового. И, очевидно, большинство из них проголосует «за». Галина Вереницина почти наверняка покинет свой пост, который занимала 2,5 года.
А прокурор Ткаченко будет оспаривать декабрьское решение об изменении статуса земли, отведенной под карьер, в суде. Процесс этот вряд ли будет быстрым, но почти наверняка окажется очень громким.