Posted 19 июля 2022, 13:40
Published 19 июля 2022, 13:40
Modified 17 октября 2022, 17:35
Updated 17 октября 2022, 17:35
Борщ и лапша — наше все. Так считает пенсионерка Валентина Гаврилина. Горожанка рассказывает: у нее трое внуков, и каждому подавай что-то вкусное.
— Раньше я работала педагогом, а теперь подрабатываю репетитором. Доход не особо большой, потому беру только нужное. Если это молочная продукция, то иду в специализированные торговые точки, работающие от заводов. А если это мясо, то покупаю на рынке у знакомого продавца, — говорит женщина.
Пенсионерка не закупается впрок, как это было раньше.
— Когда едешь на природу, то деваться некуда. На жаре все очень быстро портится. Но вы посмотрите, сколько же стоят банки с тушенкой и те же сардины? Содержимого там — кот наплакал сиамский. А выкладывают люди и по 100, и по 200 рублей. Как за половину килограмма свинины, получается. Я считаю, что надо не увлекаться субпродуктами, а варить лапшу или борщ. Так питания намного дольше хватает. Внуки любят борщи, — учит оренбурженка.
На рынках под навесами торговали дачники. Посмотрели мы на них: это тоже народ экономный. Какой же человек, спрашивается, будь он в здравом уме, станет торговать в жару за 30 градусов. Правильно, кому нужен дополнительный доход.
— Что клубника, что малина — хорошая ягода. Их покупают всегда. Но мы выращиваем и помидоры, и огурцы. Зачем покупать в магазинах, если свое и вкусней, и дешевле? Никакой вам химии, удобрения селитрой, — поделилась с нами одна из продавцов малины.
Семья этой женщины живет все лето на даче. В город на зимовку супруги перебираются осенью. Раньше жили в каком-то селе, в Беляевском районе, говорят. Но дети уехали в город, а ходить за скотиной сил нет. Одна радость у них — внуки да огород с возможностью приработка.
Еще один вариант экономии — акции сетевых магазинов. Ими оренбуржцы также активно пользуются.
— В основном, у нас покупают социальные продукты, которые быстро кончаются дома. Это хлеб, молоко и масло. На качестве покупатели стараются не экономить. Многие из них читают надписи на упаковках, поэтому мы следим за сроком годности товаров и выбраковываем «просрочку». Из акций могу вам назвать такую как «Выходные дни», когда на определенные продукты делается скидка в размере 20%. Например, 18 июля у нас она была на корма для кошек. Кто был в курсе этого, пришел и затарился впрок, — рассказала товаровед одного из магазинов.
Ценники у сетевиков различаются по цвету, а акции можно сравнить с тарифными планами. Например, «1+1», когда по одной и той же сниженной цене покупаешь не один батон колбасы, а сразу два. Еще есть такая «фишка», как социальные продукты питания. Когда по магазинам ходили мы, ими оказались картофель и гречневая крупа. Да, не так много, как хотелось бы, но, кроме этой еще есть акции. Так, покупателям, закупившимся на большие суммы, предлагаются купоны. Их можно накопить и обменять на продукцию. Привыкая к этой «игре», покупатели остаются лояльными и заходят в магазин постоянно. На одном продукте они сэкономят, а на другом «пролетят». Все же тут зависит от вкусовых предпочтений, а не только от размера кошелька.
По данным Оренстата, один килограмм говядины на конец минувшей зимы оренбуржцам в среднем обходился в 408 рублей. Литр молока жирностью 2,5% и 3,2% стоил чуть более 79 рублей. Капуста поднималась до 60 рублей за «кило», а десяток куриных яиц — до 76 рублей.
В настоящее время молочные продукты, не считая сырого молока, прибавили в цене 10-20 рублей, в среднем. Мясо говядины перевалило порог в 420 рублей за единицу массы. Десяток яиц пока сохраняет зимнюю позицию в прейскуранте. А вот капуста и другие овощи подорожали. Например, помидоры в среднем стоят более 187 за 1 килограмм.
— По телевизору нам говорят: запад задушит Россию санкциями. Но я работаю в магазине давно, и сколько вот стою, столько люди все покупают. Экономят ли на качестве? Нет, я бы так не сказала. На количестве и наборе продуктов — да, — говорит продавец Ольга Захарова.
Оренбуржцы уверены: если нужно качество, сэкономить не получится. В этом было едино большинство из опрошенных нами горожан. Люди признавались, что не перестали покупать все то, к чему уже давным-давно привыкли, и, скорее всего, своих предпочтений не изменят.