Posted 4 сентября 2019, 07:28
Published 4 сентября 2019, 07:28
Modified 17 октября 2022, 16:43
Updated 17 октября 2022, 16:43
Диплом о высшем образовании становится в буквальном смысле слова золотым с такими ценами. Так, если хочешь получить гордое звание магистра дизайна, то придётся выложить по существующим ценам более 1,2 млн. рублей — вполне хватит на небольшую «однушку» в городе без всяких ипотек.
Впрочем, и эти цифры неокончательные, так как прайс вузы пересматривают каждое лето. И большой вопрос, сколько будет стоить год магистратуры, скажем, в 2025 году.
Причём ситуация такова, что обучающихся платно будет с каждым годом всё больше. Подробнее ситуацию с катастрофическим сокращением бюджетных мест в вузах 56orb.ru сообщал ранее.
Так что альтернативы особой нет: или плати за учёбу, или — вставай к станку.
Центробанк РФ ожидает, что инфляция в 2019 году составит порядка 4-4,5%. Цена вырастет на всё, в том числе и на образование. Масла в огонь подлило и увеличение НДС с 18 до 20% — кстати, именно этим многие вузы оправдывают повышение стоимости обучения на сумму, гораздо выше официальных инфляционных прогнозов.
Правда, не все вузы «грубят» с прибавкой. Так, в Оренбургском государственном педагогическом университете стоимость обучения для поступивших в 2019 году студентов возросла в среднем на две тысячи рублей или на 3% по сравнению с прошлым годом. За учебный год с очников-магистрантов берут в среднем по 114 110 рублей, с заочников по 44 000 рублей.
На бакалавриат расценки немного меньше — по 106 930 рублей и 42 000 рублей соответственно.
В Оренбургском государственном университете обучают на самую дорогую профессию в тройке крупнейших вузов региона. Это — дизайнеры: за год обучения графическим премудростям просят более 200 тысяч рублей. За шесть лет грызни гранита науки как раз «изгрызёшь» однокомнатную квартиру-судию в новостройках Северо-восточного жилого района. Тем не менее спрос на эту специальность — бешеный: на одно место приходится более двух десятков желающих. И это при том, что ОГУ — в топе вузов области по темпам сокращения бюджетных мест: в этом году Минобрнауки срезало финансирование и в учебном заведении недосчитались 322 «бесплатных» студентов.
Тем не менее стоимость обучения в университете за год поднялась на 8,5%. А средняя цена одного года учёбы в бакалавриате ОГУ — чуть более 108 540.
Оренбургский государственный аграрный университет оказался самым дорогим вузом из топовой тройки. В нынешнем учебном году цена платного образования выросла здесь на 10 000 по сравнению с предыдущим курсом. В среднем по 130 000 рублей отдадут оренбургские семьи за первый год обучения своих детей.
Что любопытно — некогда самые престижные направления подготовки — «Экономика» и «Юриспруденция», поступить на которые выстраивались толпы желающих, ныне не в фаворе. Плата за обучение будущих сельских адвокатов и экономистов-аграрников — самая низкая.
А вот что пользуется спросом, судя по цене в 160 тысяч рублей в год, так это специальность «Землеустройство и кадастры». Что, в общем, даже и не удивляет.
Хорошей новостью для оренбуржцев стало то, что во всех опрошенных нами вузах не видят предпосылок для значительного роста стоимости обучения в ближайшие годы. Правда, даже «незначительное» повышение в районе официальной инфляции на 4% выливается в общий средний прайс на знания в 135 тысяч в год на очном отделении. Или — по 15 тысяч каждый месяц.
Дорого!
По информации вузов Оренбурга, работодатели не спешат вкладывать собственные средства в подготовку специалистов. Что, в целом, понятно — затраты огромные, а результат увидишь в лучшем случае лет через 7-8. Если, конечно, «целевик» не сбежит со свежеполученным дипломом куда-нибудь в Москву или, следуя новым трендам — в Екатеринбург.
Как следствие — в ОГАУ, например, лишь один из 15-ти студентов обучается по целевому набору. И этот показатель среди вузов один из лучших. Причина в специфике: в сельском хозяйстве области — катастрофическая ситуация с квалифицированными кадрами. Молодёжь уезжает из деревни целыми выпускными классами. Попытка отправить учиться целевика за счёт района или хозяйства — чуть ли не единственный шанс вернуть потом его обратно. Глядишь, за пять обязательных лет отработки дома парень или девушка успеют жениться (выйти замуж), родить детей и никуда уже с места не сдвинутся.
Впрочем — не факт…
Специалисты из Педуниверситета отмечают, что в этом году ситуация с целевым набором году существенно лучше, чем было раньше. Количество квот по целевому набору увеличилось за три года почти вдвое. Если в 2017 году работодатели оплачивали 36 учебных мест, то в 2019 это число выросло до 67. Опять-таки, преимущественно это подготовка кадров для сельских школ. Проблема с толковыми учителями в деревне едва ли не более острая, чем с врачами.
Что же касается крупнейшего вуза области ОГУ, то предприятия готовы заплатить, в среднем, за трёх будущих специалистов. Так, в 2019 году в вуз поступило 32 целевика, после учёбы они отправятся работать на 12 предприятий региона.
Негусто.
Общая ситуация с получением высшего образования в Оренбуржье продолжает наводить на мысли, что вузы — не для семей со средними доходами. Много ли найдётся у нас тех, кто готов выкладывать за чадо по 15 тысяч в месяц шесть лет кряду? И это — в лучшем случае, если ребёнок не изъявил желание стать дизайнером или кадастровым инженером, а довольствуется скромной профессией агронома или технолога пищевых производств.
А если детей двое? Ну-ка, по «тридцаточке» — вынь да положь!
В развитых странах, тех же США, например, вовсю пользуются программами кредитования образования. Чем уже загнали себя в чудовищные долги на 1,5 триллиона долларов. Ситуация дошла до того, что кредиты за учёбу там платят буквально до самой смерти. 86 млрд. долларов вузам по-прежнему остаются должны те, кому уже более 60 лет. Словосочетание «вечный студент», которое у нас вызывает улыбку, в США стало проклятьем. Долги за учёбу родителей вынуждены теперь наследовать дети!
У нас в России ситуация с образовательными кредитами совершенно иная. Россияне попросту игнорируют этот банковский продукт. Так, в Оренбурге три кредитные организации предлагают именно целевой кредит на обучение с отсрочкой погашения основного долга на время учёбы.
Нюансов — куча. Например, сумму в 780 тысяч рублей, которую надо на 6 лет обучения, например, премудростям менеджмента, 17-летнему абитуриенту никто не даст. Только родителям (или под их поручительство). Процентная ставка — от 9,9% годовых.
Самих денег студент не увидит — банк напрямую оплачивает счета за обучение, «нал» в руки никто не даст.
Первые месяцы гасятся только проценты по кредиту — платёж составит порядка 3 тысяч рублей. Это, кстати, и подкупает в таком продукте: мол, первые пару лет как-нибудь, а там видно будет… «Видно» становится уже ко второй половине обучения — платёж вырастает до 7 тысяч в месяц. А после получения диплома приходит время гасить тело кредита, и платёж сразу подскакивает до 22 тысяч рублей. И так — в течение 5 (!) лет.
Переплата по такому кредиту — двойная с гаком. Та же «ипотека», только по окончании платежей вместо своего жилья — «корочка» менеджера.
Неудивительно, что такими кредитами воспользовались единицы. По Оренбургской области точной статистики нет, но вот в целом по России за год оформляется менее 1000 целевых займов на обучение в вузах.
С кредитами или без, но тренд последних лет прослеживается чётко: высшее образование становится всё дороже и недоступнее широкому кругу людей. А оренбургским вузам всё сложнее на рынке платных услуг, так как конкуренция только растёт. Например, учиться на журналиста в Московском госуниверситете им. Ломоносова стоит от 199 тыс. рублей в год. Обучение на эколога в другом престижном вузе — Уральском федеральном университете (Екатеринбург) — от 116 тысяч рублей для поступающих с высоким баллом по ЕГЭ (но недобравшим для поступления на «бюджет»).
Так что, как видим, цены у оренбургских вузов вполне себе на уровне. Но вот возможностей для реализации у студента в Москве или столице Урала — больше в разы.