Posted 24 октября 2018,, 08:09

Published 24 октября 2018,, 08:09

Modified 17 октября 2022,, 16:16

Updated 17 октября 2022,, 16:16

Качай и не думай! Оренбуржье - в числе отстающих в рейтинге наукоёмких регионов

24 октября 2018, 08:09
РИА "Рейтинг" опубликовало данные по сводным индексам уровня развития науки и высокотехнологичного производства регионов страны. Оренбургская область оказалась на 59-м месте из 80, между Магаданом и Камчаткой.

В методике составления рейтинга использовались целый ряд показателей. Это количество занятых в научной работе сотрудников НИИ и лабораторий, объёмы отгруженной продукции, затраты на НИОКР и т.д. Данные приводятся за 2017 год.

В ТОП-3 самых наукоёмких регионов - Москва, Санкт-Петербург и Татарстан. Весьма достойно выглядят и наши соседи - Самарская область на 6 месте, Башкирия - на 15, Челябинск - на 18-м.

А вот Оренбуржье в этом рейтинге набрало лишь 27,42 балла, заняв 59-е место и войдя в треть регионов с низким уровнем развития наукоёмких инновационных производств.

Справедливости ради нужно отметить, что два года назад, в 2016-м, сводный инновационный балл области был ещё ниже - 25,31 и формально мы за прошедший период немного выросли. Однако поводов для особой радости немного: в нижней трети списка тот же Магадан, например, резко опустился на сразу на 4 пункта, и аналогичная картина у многих слаборазвитых в научном смысле территорий. Проще говоря, Оренбуржье не увеличило за год объёмы инновационной продукции и численность занятых в исследовании учёных - мы просто смогли удержать позиции на фоне падения остальных.

Эксперты РИА "Рейтинг" отмечают, что инновационные отрасли и НИОКР имеют большую историческую основу - Москва, Петербург, Казань, Новосибирск, Самара были научными центрами ещё во времена СССР. Неудивительно, что и сегодня они сохраняют лидерство в этой сфере.

Указывают эксперты и на "сырьевые нюансы": рост наукоёмкого производства неразрывно связан с ростом экономики и её запросами. А у нас запросы пока, увы, в основном связаны с добычей сырья.

Попытки создать в Оренбуржье свой наукоград предпринимались в 90-х - начале 2000-х, когда существовал целый ряд смелых проектов. Например, трансформация нынешнего Оренбургского госуниверситета в научно-промышленный кластер. По замыслам, там должен был осуществляться полный инновационный цикл - от разработок до промышленного внедрения технологий. Плюс - подготовка научных кадров и широкие фундаментальные исследования.

По состоянию на первую половину 2000-х цена такого кластера оценивалась в 1,5 миллиарда долларов. Таких ресурсов найти не удалось, а проект остался лишь красивой картинкой на ватмане.

Аналогичная судьба постигла и проект инновационного газохимического кластера, который предполагалось создать на базе газоперерабатывающего комплекса "Оренбурггазпрома". Научные исследования там предполагали разработку из оренбургского газа новых пластмасс с уникальными свойствами, их производства и тиражирования технологий. Рассматривались идеи исследований в области энергетики и проектировании газотурбинных генераторов, катализа, выпуска полимерных масел (аналогов уникальной технологии SHell).

Но и этому сбыться, похоже, не суждено. "Похоже" - потому что формально проект кластера официально не закрыт, однако на практике за 15 лет не были даже определены его контуры, не разработаны общие структурные принципы. И если в ОГУ хотя бы рисовали наброски будущего технопарка на кульманах, то в "Газпроме" и того не было.

Между тем опыт успешного "вытягивания" регионов с низкой долей инновационной продукции и НИКОР есть. Эксперты РИА "Рейтинг" приводят как пример Краснодарский край и Архангельскую область. Всего за год этим регионам удалось подняться в рейтинге на 14 и 12 мест соответственно.

Конечно, такой рывок произошёл не вдруг. Если внимательно изучить аналитику, то видно, что ему предшествовали годы серьёзных инвестиций (особенно - в Краснодарский край). Архангельская же область смогла совершить научно-инновационный скачок благодаря заказам и разработкам для военно-промышленного комплекса.

В Оренбургской же области серьёзных федеральных инвестиций в научно-исследовательский сектор нет. Из наиболее громких научных разработок последних лет - исследования по биокоже, но и тут чуда не случилось. "Гиаматрикс" учёного Равиля Рахматуллина не стал панацеей от всех ожогов и экзем, а пристальное внимание к проекту сыграло с ним в итоге злую шутку.

Но это, скорее, следствие того, что ничем научно-инновационным область больше похвастать не может. Никакого намёка на прорыв наподобие краснодарского нет и в помине. Как и прежде, мы остаёмся в основном сырьевым регионом. И вот тут мы в ТОП-5 территорий по объёмам выкачанной нефти и газа. А те немногие инновации, что ещё применяются у нас, тоже связаны преимущественно с нефтегазом.

"