Обновление автобусного парка для МКП сегодня фактически - вопрос жизни и смерти. Сегодня в Оренбурге более 80% пассажиров перевозят "частники" по коммерческому тарифу. Чуть менее 20% приходится на транспорт муниципальный - автобусы и троллейбусы.
При том машин МКП остро не хватает. Так, например, в этом году "муниципалы" обслуживали дачные маршруты, и на них потоком шли жалобы. Старые автобусы на линии часто ломались, а подменных не было. Как результат - дачники часами не могли уехать ни на огороды, ни вернуться с них.
Решить проблему и серьёзно обновить и расширить автопарк должна была "сделка десятилетия" - МКП планировал открыть кредитную линию в областном банке "Оренбург" и взять в долг почти четверть миллиарда рублей. На эти деньги планировалось закупить 50 новых автобусов и существенно увеличить как пассажиропоток, так и выручку.
Но увы - в конце августа банк отказался кредитовать МКП. По официальной версии, причиной стало предписание УФАС в адрес городской администрации о нарушениях закона "О защите конкуренции..." в сфере пассажирских перевозок. По неофициальной версии - финансисты засомневались, что смогут вернуть заём.
Ситуация в муниципальном транспорте действительно непростая. Дебиторская задолженность предприятия составляет порядка 80 миллионов рублей, перевозки глубоко убыточны. На плаву МКП держится только благодаря ежегодным бюджетным вливаниям на суммы порядка 200-250 миллионов рублей.
Транспортники сейчас пытаются найти другой банк для получения кредита, но по имеющейся у 56orb.ru информации из близких к городским властным кругам источников, администрация Оренбурга отказалась выдать финансовые гарантии под будущий заём. Переводя на язык "семейных финансов", город не будет поручителем по кредиту у своего автобусного и троллейбусного предприятия.
Взамен депутатам Оренбургского городского совета предлагается принять решение о предоставлении в банк залога. И являться им будет недвижимое имущество МКП ОПП.
Решение это народные избранники должны предварительно обсудить на ближайшем пленарном заседании, а затем вынести и на голосование в Горсовет.
- Риски такого залога чрезвычайно высоки, банки ведь шутить не будут. Малейший сбой платежей - и имущество просто отберут за копейки. А кусок там лакомый: земля под автобусным парком на Автоматики и троллейбусным - на Рыбаковской в центре застройщики оторвут с руками втридорога! рассказывают эксперты.
При этом, в случае финансового краха МКП и "раздербана" залоговых зданий и земель виноваты будут именно депутаты, которые одобрили сделку.
С другой стороны, у муниципального транспорта просто нет другого пути, кроме как обновлять автопарк и расширять пассажиропоток. В противном случае через пару лет муниципалам просто не на чём будет выезжать за ворота своих баз, а освободившуюся нишу с радостью займут "частники".