Posted 30 августа 2018, 06:24
Published 30 августа 2018, 06:24
Modified 17 октября 2022, 16:13
Updated 17 октября 2022, 16:13
Банк опросил 3114 клиентов - предпринимателей и компании с выручкой до 350 миллионов рублей в год. Такие доходы обычно присущи микро- и малому бизнесу.
Первый критерий, по которому банк оценивал ситуацию и настроение в малом бизнесе, - это так называемый «индекс настроений малого бизнеса».
Согласно методике, «значения индекса могут изменяться от -100 до 100. К глубочайшему сожалению, индекс настроений малого бизнеса в июне 2018 года составил -27 пунктов: это хуже, чем в 2017 году. Самый же отрицательный показатель был в ноябре 2015 года: -38 пунктов.
- Пессимизм по сравнению с 2017 годом в 2018-м у бизнесменов усилился. Компании настроены на ухудшение экономической ситуации в стране и прогнозируют спад покупательской способности населения, сообщает эксперт в области оптимизации налогов и экономики предприятий Владимир Туров.
83% бизнесменов считают, что текущая экономическая ситуация в стране тормозит развитие бизнеса. Более половины бизнесменов ожидают ухудшения экономической ситуации в стране.
С начала 2018 года покупательская способность населения в стране снизилась: об этом заявляют 73% российских бизнесменов с оборотом до 350 миллионов рублей в год. Почти 60% российских бизнесменов заявляют, что покупательская способность продолжит снижаться.
Во всех сферах наблюдается ухудшение ситуации: более половины респондентов отметили падение прибыли своей компании. Треть - снижение числа клиентов и покупок.
Бизнесмены отметили, что считают основной проблемой высокие налоги и рост налоговой нагрузки. Это волнует 46% опрошенных предпринимателей, и эта доля продолжает расти. Если раньше в части, касающейся самых сильно беспокоящих факторов, бизнесмены называли снижение покупательского спроса, то сейчас на первое место вышел рост налоговой нагрузки.
На втором месте - снижение спроса, это коснулось 39% бизнесменов.
На третьем месте находится недостаток средств для развития: эту проблему озвучили 37%.
14% предпринимателей признали в опросах, что им пришлось перестраивать процессы в своей компании под требования новых законов.
- Как следствие, растет налоговая нагрузка, сокращается прибыль, настроения компаний снижаются, они вынуждены искать новую бизнес-модель. Налоговиков не интересует, сохранится ваш бизнес или нет, - отмечает Владимир Туров.
Как сообщил нашему порталу председатель профсоюза малого и среднего предпринимательства Оренбурга Максим Скивко, у оренбургских бизнесменов такие упаднические настроения зародились ещё в 2012 году.
- Ёмкость рынка упала на 10%. Люди просто уезжают из города. Кредиты брать невыгодно - проценты баснословные. Это началось ещё 6 лет назад... С этого времени я не вижу никакого роста. Тут нужно смотреть на общую картину. Если везде всё плохо, то и в экономике плохо, и у предпринимателей всё плохо.
Три года назад, когда аналитики отмечали самые упаднические настроения среди предпринимателей, люди не смотрели, сколько бутылка минералки стоит - 20 или 30 рублей. Сегодня заходят в магазин и спрашивают самую дешёвую, отмечает Максим Скивко.
- Люди начали смотреть на цены, а не на бренд. Если такое происходит, то есть денежные проблемы у людей. С лета 2015 года отмечают предприниматели эту деталь. Люди начинают смотреть, почем хлеб. Спрашивают, почему у вас он 19 рублей стоит, а в другом месте - 17. Чувствуется, что даже с покупкой социально значимых товаров у людей сегодня есть проблема, - подытожил председатель профсоюза малого и среднего предпринимательства Оренбурга.