Шараш-гараж и бампер "на соплях": оренбуржцы жалуются на правила ремонта по ОСАГО
Аналитика

Шараш-гараж и бампер "на соплях": оренбуржцы жалуются на правила ремонта по ОСАГО

21 января 2019, 14:35Photo: 56orb.ru
Российский союз автостраховщиков опубликовал предварительные данные о ситуации с аварийностью и выплатам по ОСАГО на дорогах регионов страны за 2018 год. Оренбуржье неожиданно резко улучшило здесь свои позиции. Правда, сами водители отнюдь не рады результату: всё чаще автостраховка оказывается "филькиной грамотой".

Красный ужас для страховщика

Ещё совсем недавно наш регион входил в так называемый "красный список" Российского союза автостраховщиков (РСА). Однако о коммунистических симпатиях населения в данном случае речь не идёт: Оренбургская область просто оказалась в лидерах по суммам убытков, которые генерировала страховщикам такая услуга, как обязательное страхование гражданской ответственности автовладельца (ОСАГО).

Photo:56orb.ru

Так, в 2016 году мы оказались на 15-м месте в стране среди самых убыточных для автостраховщиков регионов, а в 2017-м и вовсе вошли по этому показателю в ТОП-9 территорий. За каждый автомобильный "тычок" в Оренбурге компании переплачивали почти на 50% больше денег, чем в благополучных областях и республиках.

Для сравнения: убыточность ОСАГО у нас составляла примерно такой же уровень, как в Ингушетии. А объёмы выплат были сопоставимы с Ростовской областью и Краснодарским краем (хотя там численность автомобилей намного больше).

Неудивительно, что ещё два года назад купить автостраховку в Оренбуржье было настоящей проблемой. Водители наверняка помнят огромные очереди в офисы страх-компаний, навязанные "допы" и прочие ходения по мукам, чтобы получить на руки заветный бланк полиса.

Из худших - в лучшие.

Судя по отчётам РСА, водительская дисциплина у нас в регионе падала чуть не с начала 2010-х. Учтённая аварийность росла, равно как и выплаты на ремонты.

И совершенно неожиданной (хотя и предсказуемой) оказалась статистика за 2018-й год, где мы резко улучшили свои позиции.

С 9 места самых худших Оренбуржье оказалось на 38-м.

Таким образом, всего за год наш регион не только вышел из "красного пояса", но и стал в числе крепких середнячков, обойдя традиционно дисциплинированный Башкортостан и лишь чуть-чуть не дотянув до благополучных слабо автомобилизированных территорий - ХМАО-Югры, Архангельска и Мурманска.

Любопытно и сильное снижение средней цены ремонта автомобиля после ДТП. Так, если в 2017 году со страховщиков по ОСАГО за каждую аварию оренбуржцы получали по 87611 рублей, то в минувшем 2018-м эта сумма упала до 77819 рублей.

То есть, несмотря на падение курса рубля и рост стоимости автозапчастей, кузовных деталей и нормо-часов у автосервисов, реально оренбургские автовладельцы стали тратить на восстановительные ремонты на 12% меньше денег, чем раньше.

Парадокс?

Photo:соцсети

Катай Китай и не мешай!

Если цифры статотчётов и прибылей стали теперь радовать страховщиков в Оренбуржье, то вот об автовладельцах такого не скажешь.

- Улучшение данных связано с принятием поправок к закону об ОСАГО, где денежная выплата пострадавшему в ДТП заменяется натуральной компенсацией. Проще говоря, теперь страховщик платит автосервису, чтобы тот отремонтировал авто. Хозяин же машины денег в руки не получает,объясняет оренбургский автоэксперт Денис Ерханов.

С одной стороны, вроде бы ничего страшного: клиент по страховке получает отремонтированный автомобиль и все должны быть довольны. Но дьявол в деталях - страховщики установили такие тарифы, что нормальные сервисы восстанавливать авто не берутся, а в "шараш"-гаражах ремонт делают просто отвратительно.

Photo:pixabay.com/PD

- Я на своём "Киа Рио" недавно попал в мелкое ДТП: догнал меня на гололёде "газелист", был тычок, посыпался бампер и задняя фара, - делится впечатлениями автовладелец Алексей Чеховцев. - Денежная выплата по ОСАГО не положена, предложили отогнать в сервис. Каково же было моё изумление, когда машину мне выдали с "заштопанным", держащимся буквально "на соплях" бампером и фарой, по оттенку цвета явно отличающейся от оригинальной. На мои возражения мастер показал заказ-наряд и суммы, которые назначила страховая: они процентов на 25 ниже реальных рыночных! Мастер так и сказал - не нравится, доплачивай нам, поставим "оригинал" и бампер поменяем на заводской с покраской. А нет - езжай, и так сойдёт!

Это мнение подтверждает и владелец автосервиса в Оренбурге Виталий Малеев:

- Когда стоимость ремонта составляет 90 тысяч рублей, а страховая тебе говорит - нет, вот мы заплатим только 70 тысяч, и ни копейки больше, то какая реакция у меня должна быть? Мы просто отказались работать на таких условиях. Не хотим портить себе репутацию. Те же немногочисленные СТО, что работают, пытаются экономить буквально на всём. Ставят китайские запчасти непонятного качества (зато дешёвые!), кузовщину со свалок, клеят-паяют пластик, который реально надо просто выкинуть, слесарям ставки "зажимают" - опытные, грамотные спецы просто увольняются с такой работы.

Впрочем, и этого мало: на аккредитованных страховых станциях техобслужиания (СТО) - очереди. И хотя сроки ремонтов в законе об ОСАГО жёстко прописаны, 30 дней (иначе - неустойка), на практике есть масса нюансов.

Например, отсчёт срока начинается лишь с момента принятия машины на СТО. 20 дней по закону даётся страховщикам для оценки ущерба и калькуляции работ. Итого - уже 50 законных суток, когда владелец без машины. А там ещё станция может тебя не сразу принять (очередь!), а приняв, сослаться на отсутствие запчастей (и справку с завода-поставщика покажет, всё чин-чином).

В итоге всё чаще автовладельцы просто машут рукой и соглашаются на так называемые "допы" и "автообнал". В первом случае человек доплачивает из своего кармана автомастерам недостающую сумму, и те делают всё быстро и как положено.

Второй вариант встречается реже, но тоже не исключение: пострадавший в ДТП просто подписывает акт выполненных на СТО работ, хотя формально с машиной ничего (или почти ничего) не сделано. По документам машина восстановлена, полис "закрыт". Страховщики переводят СТО деньги, а те через "обнальный" канал отдаю их автовладельцу с удержанием "комиссионных". И дальше уже владелец сам решает вопросы с восстановлением машины.

Photo:pixabay.com/PD

Эксперты говорят: ситуацию переломить в корне может только либерализация рынка ОСАГО и появление реальной конкуренции между страховщиками. Первые шаги в этом направлении уже сделаны - с этого года расширяется тарифный коридор, идёт подготовка к отмене региональных коэффициентов. Как заверяют в РСА, аккуратные водители не почувствуют ценовых изменений, а вот лихачи будут платить намного больше. И именно за счёт них удастся улучшить качество обслуживания.

Правда, скептики полагают, что всё это приведёт лишь к очередному витку тарифов - добровольно страховщики ни за что с деньгами не расстанутся. И если закон позволяет ставить клеенные скотчем фары и прикручивать спаянные на кухне китайские бампера - то всё так и останется на уровне шараш-гаража.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter