Posted 23 ноября 2018,, 04:00

Published 23 ноября 2018,, 04:00

Modified 17 октября 2022,, 16:18

Updated 17 октября 2022,, 16:18

Теперь не «на районе»: территориальные коэффициенты ОСАГО отменяют

23 ноября 2018, 04:00
Мы продолжаем знакомить читателей 56orb.ru с пакетом нововведений, которые серьёзным образом изменят структуру и правила обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев.

О том, что серьёзным образом изменится система учёта коэффициентов бонус-малус, мы рассказывали в предыдущем материале.

Сегодня – о нововведениях в части территориальных и мощностных коэффициентов.

«Ты чьих будешь?»

Существующая сегодня система привязки цены полиса ОСАГО к месту регистрации автомобиля давно вызывала обоснованные недовольства водителей. Так, например, если ты живёшь в Оренбурге, то полис тебе обойдётся на 70% дороже, чем для бузулучан, новотройчан и бугурусланцев. Орские автовладельцы платят на 10% дороже базового коэффициента, а вот жители сельских территорий наше области наоборот, на 20% ниже «базы» и – соответственно – почти вдвое меньше, чем водитель в областном центре. Нонсенс!

Ведь, казалось бы, машина – одна и та же. Стаж, мощность – одинаковые. Водитель – то же. Но стоит тебе просто сменить прописку, и цена ОСАГО подскочит более чем в два раза. Платил 3950 рублей, а будешь - 8400. Разве справедливо?

Страховщики до недавнего времени уверяли, что территориальные коэффициенты позволяют избежать им убытков. Мол, частота аварий (и, соответственно, выплат) в Оренбурге намного больше, чем где-нибудь в отделённом посёлке Айдырлинском. Вот только принцип записывания «всех скопом» жителей той или иной территории в потенциальных «нарушителей» или наоборот, «аккуратистов», самих автовладельцев совершенно не устраивает.

- Я прописан в посёлке Самородово, административно это – Ленинский район города Оренбург. А фактически – село в 30 километрах от областного центра. Вот так исторически было проведено административное разделение, от которого теперь стонут все самородовские автовладельцы, - рассказывает местный житель Степан Бронников. – И поскольку мы формально «городские», то и платить должны за полис ОСАГО по городскому коэффициенту 1,7 – за мою старенькую «Ниву» выходит 7700 рублей в год.

А в соседнем посёлке им. Чкалова, который уже относится к Оренбургскому району, на ту же «Ниву» ОСАГО стоит 3623 рубля. Как же так? Перешагнул границу муниципалитета – и уже злостный нарушитель??

С тем, что действующая формула расчёта цены полиса не учитывает многие важные параметры, согласен и директор департамента страхового рынка Банка России Филипп Габуния:

«Действующую сегодня систему тарифов сложно назвать гибкой, поскольку она приводит к уравниловке всех водителей вне зависимости от их опыта и стажа, аварийности и поведения на дороге. Возьмем, к примеру, двух водителей с автомобилями Lada Granta мощностью 87 лошадиных сил из Мурманска. У одного стаж 3 года, а у второго – 20 лет. Стоимость полиса для них будет одинаковой – 9 512 рублей, хотя по справедливости, как показывают расчеты, первый из них должен платить 29 134, а второй – 7 847 рублей. Неопытный водитель из Курганской области платит почти в 2 раза меньше безаварийного водителя Челябинска», - рассказывает эксперт изданию NewsTracker.

Поэтому вместо территориальной привязки предлагается ввести индивидуальные коэффициенты для каждого водителя. Проще говоря, для страховщиков не должно быть важно, где вы ездите. Главное – как.

И на стоимость полиса должны влиять такие показатели, как наличие грубых нарушений ПДД, неоплаченные штрафы за них, число аварий, совершённых по вине водителя и т.д. Страховым компаниям предлагается кардинальным образом пересмотреть систему работы, устанавливая для каждого водителя индивидуальный тариф внутри тарифного коридора.

«Чуть помедленнее, кони…»

Второе готовящееся нововведение в части коэффициентов ОСАГО – это «отвязка» цены полиса от мощности автомобиля.

Сегодня если у тебя под капотом от 121 до 150 лошадиных сил цена полиса вырастает сразу на 40%, что в деньгах – более 2 тысяч рублей. А при мощности от 151 лошадиных сил и выше под капотом водитель платит уже на 60% больше, это почти 3,5 тысячи рублей надбавки. При этом времена, когда машина мощностью 120 «лошадок» считалась спортивной, ушли в прошлое. Вводились такие коэффициенты из расчёта, что якобы владельцы мощных авто будут, что называется, чаще «вжигать» на дорогах. Соответственно – выше вероятность аварий и тяжесть последствий.

Но обобщённые статистические данные за полтора десятка лет с момента запуска ОСАГО в России такой корреляции не выявляют. Вероятность аварии зависит не от того, сколько у тебя «лошадок» под капотом, а сколько ума в голове. Лихачи бывают и на старых «Запорожцах». В то же время владельцы мощных и дорогих авто, как правило, ведут себя на дорогах весьма аккуратно.

Таким образом, мощностной коэффициент утратил актуальность и тоже будет заменён на систему индивидуальной оценки конкретного водителя.

С учетом всех предложенных нововведений, возрастет ли стоимость полиса ОСАГО? Это, пожалуй, главный вопрос, который сегодня волнует автовладельцев.

Как утверждают эксперты, нарушители и лихачи однозначно почувствуют увеличение стоимости страховки. Собственно, сей момент в реформе ОСАГО один из краеугольных. Стимулировать аккуратное вождение и наоборот – наказывать рублём лихачей и торопыг, которые мало того, что рискуют пострадать сами, так ещё и провоцируют на ДТП других участников дорожного движения.

- Мы предлагаем изменить систему, чтобы каждый платил сам за себя, а у страховых компаний была возможность использовать дополнительные критерии для оценки водителей. Тогда они смогут предлагать более дешевые полисы для аккуратных водителей, и устанавливать справедливую стоимость для лихачей. Сейчас это невозможно, даже для таких горе-водителей, как житель Сочи, который, заплатив за полис ОСАГО всего 2300 рублей, за 3 месяца попал в 5 аварий с суммарным ущербом в 2,2 миллиона рублей, - приводит еще один пример несправедливого расчета стоимости автостраховки Филипп Габуния.

При этом страховщики не смогут повышать стоимость бесконечно - будут сохранены ограничения на максимальную цену ОСАГО.

Более того, если страховая компания начнет продавать полисы по завышенным ценам, Банк России потребует от компании снизить стоимость. Для этого уже создана система оперативной обратной связи – как через онлайн-каналы, так и привычным способом – приёмом жалоб по телефону или в традиционном письменном виде.

"