Posted 28 мая 2018,, 11:27

Published 28 мая 2018,, 11:27

Modified 17 октября 2022,, 16:10

Updated 17 октября 2022,, 16:10

Изучение национальных языков в школах – дело добровольное?

28 мая 2018, 11:27
Изучать или не изучать всем детям татарский язык, башкирский или мордовский в соответствующих регионах - вот в чем корень разногласия. Уже около года не утихают споры об обязательном преподавании национальных языков в школах республик России.

Все началось с июля прошлого года, когда на заседании Президентского совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле Владимир Путин поднял вопрос о важности изучения русского и национальных языков.

- Русский язык для нас - государственный. Изучать языки народов России - гарантированное Конституцией право. Право добровольное. Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, также недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского, заявил Владимир Путин.

Изучение государственных языков народов РФ перестало быть обязательным с ноября 2017 года, когда Генпрокуратура и Рособрнадзор проверили, есть ли у школьников языковая альтернатива. Теперь в школах преподается предмет родной язык и сами родители выбирают, какой именно будут изучать их дети.

Как показали проверки, в некоторых школах национальный язык преподавали в завышенных объёмах, в ущерб русскому. В некоторых учебных заведениях вообще давали знания только на одном национальном языке. Нередки случаи, когда это делалось без письменного согласия родителей, которое бы документально подтверждало волеизъявление обучающихся.

Как посчитали в Министерстве образования и науки Российской Федерации, в 2017 году свыше 1,5 миллиона школьников изучали национальные языки. В основном это Дагестан, Чечня, Башкирия и Татарстан.

Особенно остро обсуждение этого законопроекта и последующие проверки восприняли как раз в Татарстане. Около трех тысяч родителей написали заявления об отказе от обязательного изучения татарского языка. Некоторые из них даже обратились в суд с миллионными исками за «насаждение» неродного для их детей языка, сообщают «Новые известия». А некоторые, наоборот, собирают подписи за отмену такого закона.

В Башкортостане ситуация схожая.

Я сравнивала учебные планы школ Москвы и Уфы. В то время как школьники столицы изучают математику, физику, химию и биологию, наши дети, получается, вынуждены получать знания по этим предметам у репетиторов за деньги, а вся страна получает эти знания бесплатно. Доходит до того, что родителей принуждают выбирать этнокультурный компонент, а профильные предметы преподают платно на факультативах! Нас взамен вынуждают изучать предметы этнокультурной направленности: историю культуры Башкортостана, культуру и литературу Башкортостана, географию Башкортостана, Уфаведение (изучение города Уфы), - рассказала Татьяна, татарка из Башкирии, мама школьника.

Причем, как добавила Татьяна, отказаться нельзя, так как пропадет ставка учителя башкирского языка. Получается, что трудовые права учителя выше, чем права ребёнка на образование.

В Якутии ситуация еще более критична. Во многие учебные заведения с углубленным изучением каких-либо предметов, принимают только сахаязычных детей. Это значит, что если в соответствии с пропиской ребёнок из русскоязычной семьи мог бы учиться в гимназии и углубленно изучать, скажем, физику, то такую возможность он не получает, потому что он не сахаязычен. И вообще в гимназии нет русскоязычных классов.

В Дагестане ситуация обратная. Там 14 государственных языков и они сильно друг от друга отличаются. Преподаватели не на шутку взволновались, ведь большинство детей до поступления в школы говорят в дагестанских аулах на своем родном языке и практически не могут усваивать образовательную программу на русском.

Чтобы не было много вопросов, уже на данном этапе депутаты пытаются донести до населения суть законопроекта.

Принцип такой, что изучение национального языка должно быть добровольным. Никого обязать нельзя. Но национальный язык должен быть в обязательной программе, его изучение ни в коем случае не должно носить факультативный характер. Это значит, что если есть намерение изучать, то возможность такого изучения должна быть обязательно гражданам предоставлена, слова первого замруководителя фракции партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе Андрея Исаева цитируют «Новые известия».

Депутаты и филологи утверждают, что принуждать в школах ни к чему не нужно. Просто стоит подать национальный язык как ягодку на торте, как кружева, как что-то чудесное, чтобы дети сами поняли, как престижно знать родной язык.

Почему национальные языки у нас во втором ряду, а немецкий и французский языки - на первом? Новое общество, которое мы строим, должно поставить национальные языки России на одну доску с европейскими во всех смыслах, считает директор центра переводоведения РАО, доктор филологических наук Ирина Алексеева.

"