Posted 23 марта 2018,, 08:04

Published 23 марта 2018,, 08:04

Modified 17 октября 2022,, 16:08

Updated 17 октября 2022,, 16:08

Вон из кресла! Оренбургских чиновников заставят покупать российскую мебель

23 марта 2018, 08:04
Еще в конце прошлого года Торгово-промышленная палата РФ, Ассоциация мебельной промышленности и Минпромторг выступили с инициативой запретить закупку иностранной мебели государственными учреждениями через систему тендеров. Но сумеет ли наша область воспользоваться шансом и дать заказы своим производителям?

Лидеры по плите и стружке.

Документ вступил в силу в декабре 2017 года и, по логике его разработчиков, он должен не только поддержать отечественных производителей, но и застраховать покупателей от валютных рисков. Первые результаты уже есть: в прошлом году мебельный рынок России вырос на 3%, а его оборот составил около 370 миллиардов рублей.

Как показали исследования, сегодня 60% россиян покупают мебель именно отечественного производства. Доля импортных кресел, шкафов и кроватей пока составляет 40%, но последние годы эта доля снижается.

Что же касается производителей, то в России мебель выпускают свыше 5000 компаний. 500 из них - сравнительно крупные.

Так, мебельный концерн «Катюша», расположенный в городке Дядьково под Брянском, на сегодняшний день является одним из крупнейших в Восточной Европе производителей мебели эконом-класса. Его основал инженер-технолог Сергей Авдеев на базе умирающего деревообрабатывающего завода.

Там не закупают готовый материал, а производят его с нуля. Брёвна с вырубки доставляют на завод, сортируют и распиливают в щепу. Полуфабрикат сушат в специальных барабанах на открытом огне. Сухую щепу дробят на стружку и смешивают со смолой. Полученный концентрат проходит два прессования и на выходе получается плита ДСП.

Россия сегодня является одним из лидеров в мире по производству древесных плит. Это главный конструкционный материал любой мебельной отрасли. Мы стали одним из лидеров, потому что у нас появилось такое количество древесных плит и такого качества, что мы сегодня, если говорить по оснащению предприятий, то нам равных нет, рассказывает генеральный директор Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Олег Нумеров.

Это подтверждает и тот факт, что за один месяц работники превращают в мебель сразу 90 тысяч квадратных метров ДСП. Всё бы ничего, но проектная мощность предприятия - в четыре раза больше.

Диваны - летом, столы - зимой.

Как отмечают производители мебели, спрос на диваны, шкафы, кровати и т.д. имеет постоянные перепады. В январе-феврале, июне-августе - полное затишье. В сентябре люди начинают просыпаться, а к декабрю – настоящий ажиотаж. По всей видимости, это и позволяет предприятиям выходить, хоть в небольшой, но в плюс.

- Сезонные колебания спроса действительно есть: зимой чаще заказывают столярные изделия, столы, в летний сезон - мягкую мебель,комментирует оренбургский предприниматель Александр Сапон.

Но ситуация на мебельном рынке Оренбуржья сегодня непростая: переизбыток предложения при сжимающемся спросе.

- Вы зайдите на любой сайт объявлений - сотни фирм, фирмочек и просто частников готовы брать заказы на изготовление мебели! Любой, кто купил лобзик, шуруповёрт и молоток уже считает себя мебельных дел мастером, - рассказывает Сапон. - Впрочем, больше года-полутора мало кто выдерживает. Конкуренция! Особенно со стороны сверхдешёвых "ящиков", которые клепают чуть не из вторсырья и продают в красивой "упаковке" по смешным ценам.

И действительно, львиную долю рынка Оренбуржья сегодня "держат" производители ультрабюджетной мебели из Ульяновска и Саратова. Крупнейший же местный Оренбургский мебельный комбинат, некогда входивший в двадцатку крупнейших по стране, хоть формально и продолжает существовать, но фактически превратился в большую торгово-перевалочную базу.

- Удивляться тут нечему: в Оренбуржье никогда не было полного цикла производства мебели, в первую очередь из-за отсутствия сырья и логистических цепочек, - объясняет экономист Сергей Адабашьян. - Леса у нас нет, химпроизводства наполнителей - тоже. Правда, наш Комбинат шёлковых тканей выпускал на всю страну мебельный велюр. Но собственное производство мягкой мебели в регионе не развивалось.

Жалуются на низкий спрос и руководители мебельных концернов - недозагрузка мощностей ведёт к росту затрат и падению производительности труда. Впрочем, в последнее время наметилась новая тенденция.

Вместе с теми, кто жильём торгует, начинают работать мебельщики. Начинают торговать не только квартирами с отделкой, но и со встроенной мебелью. И это уже разные варианты работы под заказ, когда квартиры не только строят, отделывают, но и оснащают,рассказал президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

Направление это действительно чрезвычайно перспективное. За границей, например, обычная практика, когда квартиру продают не просто полностью укомплектованную мебелью и бытовой техникой, но и дают на обстановку гарантию от 3 до 10 лет.

Правда, в Оренбуржье о подобных нововведениях пока слыхом не слыхивали. Многоквартирные дома в городе с 2008 года сдают без отделки, а о меблировке даже и речь не заходит.

- Меблировка дома под заказ - это пока удел только очень состоятельных покупателей, - говорит Александр Сапон. - Всё-таки нужно понимать, что стоимость индивидуального заказа в разы выше типового производства. "Под ключ" заказывают обычно нестандартную мебель бары, рестораны, чтобы иметь свой неповторимый стиль. А вот работать по выпуску мебели для квартир "под ключ" - не приходилось.

При этом, по словам эксперта, в случае массового производства типовых моделей цена квартиры с мебелью выросла бы несущественно по сравнению с необорудованной. Но тут сказываются российские традиции: мы привыкли при переездах чуть не плинтуса откручивать в старых квартирах и забирать с собой, не говоря уже о мебели. Шкафы и столы производства ещё времён СССР кочуют вместе с семьями, и захотят ли люди платить деньги за готовую меблировку - вопрос.

Что же касается государственных поставок мебели, то только за прошлый год различными госструктурами было отыграно на тендерных площадках порядка ста соответствующих контрактов на общую сумму более 20 миллионов рублей. Одним из крупнейших подрядчиков по выполнению ряда контрактов стало оренбургское предприятие "Центр Мебель". Но вопрос, был ли в этих поставках "импорт" - остаётся открытым. Простую школьную мебель у нас да, производят и в довольно больших масштабах. Но вот о местных креслах и столах "губернаторского" класса в области ничего не известно.

Шкаф из трухи и палок.

Есть и ещё одна серьёзная проблема, на которую обращают внимание оренбургские предприниматели. Речь идёт о низком качестве изготовления современной мебели и фактически отсутствии среднего сегмента.

- У нас на рынке, если оценивать по критериям цена/качество, представлена или бюджетная мебель, или очень дорогая. Разумной середины нет, считает Адабашьян.

- Мы же понимаем, что раздвижной диван за 12 тысяч рублей сделан, что называется, из трухи и палок: в нём используется дешёвая ДСП и фурнитура. Но и предъявлять претензии вроде как не за что - что вы хотели за такие деньги? Однако действительно стоящие диваны из цельного массива, с качественной поддержкой по цене начинаются от 80-90 тысяч. Модели же среднего ценового диапазона по сути - те же "12-тысячники" только с чуть более качественной обивкой. И это - отражение того, что у нас в области де-факто нет среднего класса, кто и был бы покупателями в этом сегменте. Для богатых 80 тысяч - не проблема за диван отдать, а для простого среднего оренбуржца 10-15 тысяч - предел.

Отчасти подтверждает этот тезис и Александр Сапон:

- Сегодня мы выполняем очень много заказов на реставрацию мебели, перетяжку мягкой, восстановление корпусной. Например, 80% работ по диванам и креслам - это именно реставрация, и лишь каждый пятый заказ - на изготовление полностью новой мебели. Качественный типовой продукт сегодня найти за разумную цену чрезвычайно сложно.

Высокую стоимость хорошей мебели производители объясняют наличием весьма недешёвой импортной фурнитуры. Понимают это и в Торгово-промышленной палате РФ. После решения вопроса с загрузкой внутренного рынка и стимулировании спроса на отечественную продукцию будет решени и следующая задача: наладить импортозамещение фурнитуры.

Только в том случае можно будет говорить, что отечественные производители застрахованы от валютных рисков, а себестоимость действительно достойной мебели вернётся в разумные ценовые рамки.

А вы обращаете внимание на производителя мебели?
"