Posted 30 мая 2019, 15:32

Published 30 мая 2019, 15:32

Modified 17 октября 2022, 16:21

Updated 17 октября 2022, 16:21

Оренбургские депутаты устроили спор из-за проблем в областном здравоохранении

30 мая 2019, 15:32
На внеочередном заседании Законодательного Собрания Оренбургской области депутаты от оппозиции активно дискутировали с «единороссами». Причиной этого были многие вопросы. Среди них — медицинское обслуживание населения.

Повестка этого дня включала в себя всего лишь пять вопросов. Но «прогульщиков» почти не наблюдалось. Экс-справедливоросс Владимир Фролов, как было сказано, передоверил свой голос коллеге по депутатскому корпусу. И точно также поступили еще два или три человека. Поэтому кворум наблюдался уже в 11.57, за три минуты до начала заседания.

Судя по табло, зарегистрировались 29 человек при необходимых 23. А всего в голосовании так или иначе участвовали 45 депутатов, которые собрались внепланово по инициативе фракции ЛДПР.

Либерал-демократам так хотелось выслушать доклад территориального органа Росздравнадзора, что к ним в Дом Советов пришел редкий гость — сенатор Федерального Собрания РФ Елена Афанасьева. Увидев ее, некоторые даже переглянулись: надо же, какая оказана честь? Ведь еще куча дел в Совете Федерации. А тут какой-то доклад! Что в нем такого особенного?

К трибуне вышел глава областного управления Росздравнадзора Евгений Васильев. Предваряя некоторые вопросы, он сообщил о численном составе структуры, функциях, полномочиях и конечно же, о главном — работе. Доклад оказался насыщен тем, чем надзорный орган занимался в прошлом году. И скоро стало понятно, почему же депутаты так жаждали его услышать.

По словам Евгения Васильева, территориальный орган не лентяйничал. За год он осуществил 88 проверок в отношении медицинских организаций, а также предпринимателей, тесно связанных с фармацевтической деятельностью. Из них внеплановые проверки составили 57, остальные (31) пришлись на обычные, вписанные в график.

Причины выездов-походов разные, но проверок в 2018 году было меньше, чем раньше, если верить Васильеву. По его словам, в 2016 году их было 145, годом позже — 92, в 2018-м — 88. Хотя в общем и целом это никак не повлияло на выявляемость нарушений. Из года в год их меньше, увы, не становится.

— За отчетный период составлено 130 протоколов в отношении федеральных, государственных, частных организаций и индивидуальных предпринимателей. В 2017 году — было 86, — отчитывался Евгений Александрович. — Подробнее остановлюсь на государственном контроле качества безопасности медицинской деятельности. Первая группа выявленных нарушений — несоответствие порядка оказания медицинской помощи в части оснащения структурных подразделений… Вторая группа нарушений — осуществление медицинской деятельности без лицензии… Следующая: несоблюдение порядка проведения медосмотров.

Евгений Васильев, как сочли депутаты, налил в доклад воды. А самое ценное — проценты и суммы то ли не подсчитал, то ли замолчал. Представленную картину некоторые из них назвали «не объективной» и «слишком приглаженной».

Максим Амелин, депутат Законодательного Собрания от фракции КПРФ:

— Проблема, с которой сталкиваются наши пациенты — это отсутствие возможности попасть к врачу. Очень длительные сроки ожидания приема или вообще отсутствие узких специалистов в медучреждениях. Особенно это важно в случае с онкологическими заболеваниями, когда промедление может привести к невозможности спасти жизнь человека. Я не увидел акцента на эти вопросы в отчете. Это очень массовая проблема, которую нам предстоит решать, и как можно быстрее.

Очень трудно объяснить некоторые показатели, которые были применены в отчете. Например, составлено всего два протокола о непредоставлении информации о бесплатном оказании медпомощи в рамках госгарантий. Уважаемые коллеги! В обращениях от наших пациентов не просто не предоставление информации. В ряде случаев происходит умышленное навязывание платных лабораторий и раздача бумажек с адресами платных клиник. Нам необходимо категорически пресекать эту практику — навязывание бизнес-услуг вместо бесплатного медобслуживания, которое гарантирует закон «О здравоохранении».

Также мы не удовлетворены ответами на полученные вопросы. Наш первый вопрос был: является ли текущий уровень финансирования достаточным для выполнения стоящих перед системой здравоохранения Оренбургской области задач? Ответ — «не является». Впрочем, если коротко, то этот ответ мы и сами знаем. Конкретики никакой не было — ни в процентах, ни в рублях, ни в штуках.

Второй вопрос: на сколько медицинские организации на территории Оренбургской области обеспечены лекарственными средствами и современным медицинским оборудованием? Ответ — «оборудования недостаточно, лекарства — есть». Опять-таки: а насколько недостаточно? Нет понимания.

Теперь про наличие лекарств. Пациенты в своих обращениях жалуются на недостаток необходимых для лечения медикаментов. Один из последних примеров — отсутствие вакцины от бешенства. Проводилось ли расследование, почему в Оренбургской области сложилась такая ситуация с вакциной? Кто наказан по результатам расследования?

Очень сложная ситуация в области с препаратами, которые люди получают бесплатно. Непонятно: почему больной человек каждые три месяца вынужден просиживать в очереди три-четыре часа, чтобы получить рецепт. Категорически это не позволено делать родственникам. Ну, неужели мы не можем ничего изменить? Почему нормативы для выдачи, например, инсулинозависимым, такие маленькие?

Замеры сахара (в крови) подчас необходимо производить до пяти раз в день. Это 150 раз в месяц. А тест-полоски выдают — от 30 до 50 штук в месяц! Или вот сейчас, в аптечной сети, по бесплатным льготным рецептам тест-полосок вообще в наличии нет. Как будем жить? Иголки для инсулина выдают около 100 штук в год. Делать укол необходимо три раза в день. Люди по неделе используют иголки, которые должны быть одноразовыми!

Почему иной раз создается впечатление, что положенное им по закону, жители Оренбургской области просто вырывают зубами? Если в целом, то да, работа проводилась. Но, по нашему мнению, отчет не отражает то состояние, в котором находится медицинское обслуживание в нашей области. Многие проблемы или не отражены, или отражены поверхностно. Контрольные мероприятия зачастую выполняются формально и нацелены на сглаживание нарушений конституционных прав оренбуржцев на охрану здоровья. Поэтому сегодня, по мнению фракции КПРФ, территориальное управление Росздравнадзора не исполняет свои функции. Отчет заслуживает отрицательной оценки. Предлагаем отклонить данный отчет.

Татьяна Казармщикова, фракция ЛДПР:

- В отчете о деятельности за 2018 год ситуацию с обеспечением льготными лекарственными препаратами в Оренбургской области можно охарактеризовать как стабильную. То есть, рецептов выписывается на 6% больше, чем в году предыдущем. Все денежные средства, выделяемые на это, осваиваются 100%, а отсроченного обеспечения рецептами нет.

Однако при этом более 31% жалоб — это жалобы на льготное лекарственное обеспечение. В 2018 году показатель превысил на 43% аналогичный показатель 2017 года. Так в чем же причина и какие меры необходимо предпринять? Ответы на эти вопросы мы не видим, как и предложения по выходу из данной ситуации. Кроме того, фракция ЛДПР считает недопустимой подобную подготовку к ответам на вопросы. Потому что сегодня, из тех немногосложных ответов Росздравнадзора следует, что контроль за рядом важнейших направлений функционирования системы здравоохранения не относится к компетенции ведомства и внимания им не будет уделено. А именно, взаимодействию медицинских организаций со страховыми компаниями, ценообразованию на определенные лекарства, оплате труда медработников и т. д.

Особенно интересно то, что территориальный орган федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения не запланировал на 2019 год мероприятия по надзору за реализацией национального проекта «Здравоохранение в Оренбургской области». Почему мы так говорим? Да потому что в докладе указано, что план мероприятий на 2019 год уже сформирован.

Однако в ответе на наш вопрос о контроле по реализации мероприятий нацпроекта опять же немногословный ответ о том, что к компетенции Росздравнадзора это не относится.

Также отметим, что вопрос нашей фракции о дополнительных мерах в целях устранения нарушений в организации льготного обеспечения остался совсем без внимания… Доклад не поддерживаем.

Татьяна Шукурова, фракция «Единая Россия» (отрывок из выступления):

— Росздравнадзор планирует не только проводить проверки с целью исполнения, но они будут даже выявлять риски неисполнения. Причем постановление Правительства РФ сейчас обсуждается, будут созданы рабочие группы контроль за реализацией законов как на территории Оренбургской области, так и России.

Фракция предлагает принять информацию к сведению с учетом планов по эффективному расширению направлений контрольно-надзорной деятельности и осуществления мониторинга исполнения национальных проектов.

Также, учитывая широкий резонанс от этой информации, просим заслушать через год (повторно) информацию о деятельности территориального органа Росздравнадзора по Оренбургской области. А также, поскольку часть вопросов, заданных фракциями, касалась полномочий исполнительной власти, провести расширенное заседание комитета с профильным министерством по вопросам финансирования закупки нового оборудования, ремонта оборудования, приобретенного до 2016 года. Причем, не просто обобщенные данные, но некий график по срочности приобретения и ремонта, чтобы мы могли представлять себе и контролировать, как это будет осуществляться, а также льготного лекарственного обеспечения.

Галина Зольникова, и. о. министра здравоохранения Оренбургской области:

- Ежегодно более 2, 7 млрд. рублей выделяется из федерального и областного бюджета на обеспечение льготных групп категорий граждан. По поводу инсулинозависимых, сахарного диабета. Выдавать препарат можно не более, чем на три месяца, иначе связь врача и пациента утрачивается.

Для некоторых пациентов, у которых наиболее тяжело протекает сахарный диабет, выделяется инсулин на месяц для того, чтобы коррекция данного препарата была более конкретная.

Расходные материалы до 2018 года, например, для помпы, не выдавались вообще. С 2018 года эти обязательства областной бюджет взял на себя. Тест-полоски и иглы, которые выделяются, они рассчитываются специалистами. И мы рассматриваем вопрос по тест-полоскам в сторону увеличения.

Антирабическая вакцина (против бешенства, - прим. ред.). Аукционы не состоялись несколько раз. Но не от того, что мы не торговали, а потому что вакцины не было на территории Российской Федерации. В течение суток, 18 мая, нам доставили 150 доз вакцины, поскольку на самом деле, дефицит уже подходил к двум коробкам. И с 20 мая 2500 доз находится во всех управлениях.

Письма в Министерство здравоохранения РФ были поданы своевременно. Но это проблема федерального уровня.

Подпишитесь