Арбуз с PR-гнильцой. Почему торговые сети ничего не знают о Соль-Илецке?

Арбуз с PR-гнильцой. Почему торговые сети ничего не знают о Соль-Илецке?

Арбуз с PR-гнильцой. Почему торговые сети ничего не знают о Соль-Илецке?

5 апреля 2018, 10:09
Экономика
Все попытки областного правительства вывести на широкий российский рынок новые оренбургские бренды, увы, терпят фиаско. Так, несмотря на 12 лет "раскручивания" соль-илецкого бахчевого хозяйства, по факту крупнейшие продуктовые ритейлеры России об этом ничего не знают.

Такой вывод можно сделать из недавнего интервью изданию "Ведомости" генерального директора одной из крупнейших торговых сетей страны - "Лента" - Яна Дюннига. Рассуждая о выборе поставщиков бахчевых товаров для сети, он сказал:

"Все россияне знают: арбузы должны быть из Астрахани или Волгограда, а из других регионов они могут быть сомнительного качества".

Парадоксально, но факт: о соль-илецких арбузах представитель крупного ритейла не сказал ни слова. А ведь Оренбуржье занимает первое место в России по площадям бахчевых, опережая и Волгоград, и тем более Астрахань.

Объёмы культивирования арбузов и дынь на юге нашей области действительно впечатляют: в хороший год бахчеводы собирают до 300 миллионов килограммов сладких ягод! Это 10 тысяч с горкой гружёных автофур, или по одному арбузу или дыньке на каждого жителя Российской Федерации.

Для сравнения: объёмы культивирования бахчевых в той же Астрахани почти впятеро ниже оренбургских. Волгоград уступает нам примерное на 4%, но в последние пять лет разрыв увеличивается: Соль-Илецк и Акбулак уверенно прибавляют в урожайности.

Но, как видим, толку от достижений наших аграриев - чуть. За 12 лет активного "раскручивания" Соль-Илецка как арбузной столицы России, как минимум, крупный ритейл никаких PR-выводов не сделал. Бахчевой бренд если и известен, то только внутри нашей области. Даже в соседних Челябинске и Самаре о нём мало что слышно. Зато астраханская ягода - сверхпопулярна.

Председатель профсоюза работников малого и среднего предпринимательства Оренбурга Максим Скивко считает такую ситуацию серьёзной проблемой:

- Если руководитель "Ленты" не знает про соль-илецкие арбузы, то это уже серьезная проблема. Проблема, которую нужно исправлять. Да, у нас нет кооперации в сельском хозяйстве, и вообще много чего там у нас нет. Но все с экранов телевизора выступают «экспертами» в области торговли: от высоких чинов до бабушки престарелой. Учат нас, как торговать, чем торговать, а чем вообще не нужно торговать. Эти «эксперты» считают себя таковыми только потому, что каждый день что-то покупают в магазинах. Да и СМИ зачастую подогревают разного рода заблуждения потребителей. В то же время мало кто воображает себя экспертом в области нефтедобычи и переработки нефтепродуктов только потому, что каждый день заправляет бензином автомобиль.

Но с «арбузной столицей России», где все эти «эксперты»? Кто будет заниматься продвижением арбузов, т.е. банальной продажей за пределы Оренбургской области?

Впрочем, есть и ещё одна причина, по которой на прилавки федеральных сетей попадают бахчевые с берегов Волги, а не Илека: практически полное отстутствие в нашем регионе логистической инфраструктуры.

- Посмотрите, что сегодня из себя представляет "бахчевой ритейл" в области. Арбузно-дынные развалы у дорог, пыхтящие грязные фуры, зычные торговцы, словно с бухарского базара середины XVI века. Таким форматом с торговыми сетями работать не получится! - уверен московский предприниматель Игорь Евтелиади.

Нужен логистический центр, с вентилируемыми площадями хранения и перевалки, погрузочными площадками, нормальными подъездными путями. Товар должен быть снабжён полным комплектом документации, чтобы ни у кого не было претензий к качеству и безопасности. А когда фура просто лезет на поле в грязь и прямо с земли в неё накидывают арбузы, тут же отсчитывают "нал" хозяину - так серьёзный ритейл работать не будет.

Поэтому проведение фестивалей арбузов в Соль-Илецке хоть и вызывает восторг у беззаботных отдыхающих и самих горожан, но едва ли станет драйвером серьёзного продвижения зелёно-полосатого товара в большой торговле.

Однако, несмотря на многочисленные анонсы, строительство оптово-логистического центра в Оренбуржье, который хотя бы частично мог быть использован для перевалки бахчевых, так и не началось. Более того, проект, анонсированный ещё в 2014 году, сейчас де-факто находится в "замороженном" состоянии. Скорее всего, в изначальном виде он так никогда и не появится. А значит, в среднесрочной перспективе соль-илецкий арбуз с сочным треском проиграет в конкурентной борьбе астраханскому.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter