Posted 3 декабря, 06:05
Published 3 декабря, 06:05
Modified 3 декабря, 07:24
Updated 3 декабря, 07:24
1 февраля в Оренбурге стартовала транспортная реформа. Несмотря на то, что цели реформаторов были благими, проходит она не очень успешно и, уж точно, народ нововведений не принял. В частности, люди говорят, что раньше, при прежней схеме движения, они могли уехать на плохонькой древней ГАЗельке в любое время в любом направлении, а теперь часами дожидаются на ледяной остановке комфортного большого автобуса — и, не дождавшись, уезжают на такси.
Одним из новшеств транспортной реформы является смена подвижного составила: с малого класса на автобусы большой и средней вместимости. В мэрии Оренбурга уже давно говорили о том, что городу нужен комфортабельный и вместительный транспорт, а старые ПАЗики и ГАЗели со временем должны и вовсе исчезнуть с линий. И оренбургские чиновники не стали в этом новаторами: таков тренд развития всех российских городов.
Причин этому много. Во-первых, эстетика: во всех цивилизованных странах по улицам ходят большие и брендированные автобусы, а не разномастные маршрутки.
Во-вторых, чем меньше в потоке «мелкого» транспорта (микроавтобусов, ПАЗиков и ГАЗелей), тем меньше пробок, ведь большой автобус может вместить большее количество людей, заняв при этом меньше места на дороге. Меньше и суеты перед остановками, а значит, ДТП.
Ну, и в-третьих, городские пассажирские перевозки — это социально ориентированный бизнес, это не столько «про деньги», сколько «про ответственность». Муниципалы могут рассчитывать на помощь из бюджета, а частникам приходится биться за каждую копеечку, что сказывается на качестве услуг.
В общем, «выдавливание» с основных маршрутов Оренбурга маршруток — не прихоть местных чиновников, а общероссийская тенденция. Вопрос, как всегда, в реализации. Мы связались со своими коллегами из других регионов и поинтересовались, как этот процесс протекает у них.
— Новых автобусов купили больше трехсот штук за 5 лет, трамваев — больше сотни. По троллейбусам заключили на 15 лет концессию с екатеринбургской «Синарой». Уже под сотню новеньких красненьких на улицам ездит. А еще в муниципальном транспорте теперь можно расплачиваться банковскими и транспортными картами. То есть вместо «черного нала» — безналичный расчет. И есть аппараты для приема налички. И кондукторы исчезли, везде камеры, то есть видно, кто заплатил, а кто нет. Достаточно контроля на линии. Конечно, не без проблем все это двигается, но за пять лет изменения мощнейшие. Не хватает разве что нескольких сотен водителей, несмотря на то, что им подняли зарплату, — прокомментировал Дмитрий Моргулес.
В Омске автобусы малого класса перестали ходить по некоторым улицам города еще в прошлом году. Всего исчезли в связи с транспортной реформой 18 маршрутов.
— Сделали это для того, чтобы освободить центральные улицы от автобусов малого класса. Есть плюсы: разгрузка центральных магистралей, улучшение экологической обстановки, увеличение пассажиропотока на оставшихся маршрутах, которые обслуживаются автобусами большого и среднего классов, снижение интенсивности транспортных потоков по улице Гагарина, — рассказала корреспонденту 56orb.ru главред «Город55» Ольга Акамова.
Причем, по словам Ольги, некоторые частники не бросили свои маршруты, а продолжили работать на них, но уже на новых условиях:
— Есть частные перевозчики, которые поменяли свои маршрутки на большие автобусы, такие же, как у муниципалов — чтобы их вернули в центр. Такие продолжают работать. А те, которые не приняли новых правил, вынуждены были перейти на «подвозные» маршруты, то есть возят людей в пригородах, в центр их не пускают. Ну, и некоторые, разумеется, ушли из бизнеса совсем. От этого муниципалы выиграли: они переманили часть опытных водителей к себе, частично закрыв кадровые проблемы.
Как корреспонденту 56orb.ru рассказал главный редактор онлайн-издания Bel.ru Евгений Грицков, в Белгороде транспортную реформу провели несколько лет назад комплексно. Это было и создание подконтрольного властям основного перевозчика, и введение брутто-контрактов, и массовая закупка больших автобусов, и изменение транспортной инфраструктуры.
— На главной магистрали города — улица Щорса-проспект Богдана Хмельницкого — сделали выделенные полосы для общественного транспорта. Это до сих пор вызывает вопли автомобилистов, но благодарность от пассажиров автобусов. Брутто-контракты, на которые власти тратят 1 млрд рублей в год, помогли удержать низкую стоимость проезда в 20 и 25 рублей по безналу и наличкой соответственно, а принудительное оборудование всех автобусов валидаторами для оплаты помогло резко сократить махинации с выручкой, — рассказывает Евгений.
В целом, по его словам, жители города оценивают перемены позитивно.
— Проблемы, конечно, есть. Водителей не хватает, потому что многие уезжают из обстреливаемого города. Контроль за трафиком недостаточный, поэтому частные перевозчики позволяют себе закончить день пораньше, оставляя пассажиров на остановках в недоумении. Массовая частная жилая застройка в пригородах повлекла проблемы с составлением маршрутов туда. Но в целом изменения были большим шагом вперед. Потому что до ПАЗики частников соревновались, кто у кого больше пассажиров отберет. Большие автобусы в современном городе лучше — это факт.
А в Новосибирске транспортная реформа оказалась проблемной, как и в Оренбурге. Корреспондент «Атас.инфо» Алина Гурицкая сообщила, что пока маршрутки не смогли убрать с дорог, как ни старались власти. Проблема банальна: если отказаться от «ГАЗелек», заменить их будет просто нечем:
— Горожане не видят результатов транспортной реформы. Время ожидания на остановках увеличивается, количество водителей сокращается, обещанной системы бесконтактной оплаты с валидаторами нет. Состояние автобусов и трамваев оставляет желать лучшего. Сейчас в городе существуют 117 муниципальных маршрутов, из них — 34 маршрутки, от которых хотели избавиться, но не смогли. Власти планировали отказаться от нескольких маршруток, следующих из Академгородка, но местные жители опасаются, что потом им придется часами ждать единственный автобус до центра, который даже сейчас ходит с задержками. Но пока программа замены маршруток на автобусы большей вместимости остановлена из-за нехватки средств в бюджете, — прокомментировала 56orb.ru, Алина Гурицкая.
Директор ассоциации перевозчиков Оренбурга Максим Фазуллин высказал 56orb.ru свою точку зрения по поводу смены «маршруток» на большие автобусы.
— Я транспортной реформой то, что происходит, назвать не могу — это мракобесие. Транспорт уже должен был стать таким, каким его видели эти реформаторы, но по факту ничего не меняется. Что касается микроавтобусов и того, нужны ли они городу, то тут все зависит от пассажиропотока. Если пассажиропоток на маршруте такой, что там нецелесообразно работать большому автобусу, то зачем тогда делать так, чтобы там не работал микроавтобус? Маршруты, на которых нужны только микроавтобусы, они в любом городе есть. Это, например, какие-то периферийные маршруты. Если смотреть с точки зрения теории пассажирских перевозок, то, конечно, чем больше автобус, тем меньше он занимает места на проезжей части, но при этом везет больше людей. ПАЗик, условно, может перевезти на себе 3 микроавтобуса по вместимости, а место занимает на дороге меньше. Но, если на маршруте пассажиропоток такой, что нужен микроавтобус, то пусть он остается, — рассказал 56orb.ru Максим Фазуллин.
По словам главы ассоциации перевозчиков Оренбурга, в городе пассажиропоток такой, что больше 70 человек вместимость автобуса не нужна.
— Автобус вместимостью 100 человек уже неэффективен при правильной организации работы у нас в городе. Я не беру во внимание час пик. Но и большой автобус никогда не ходит с маленьким интервалом, это всегда долгое ожидание. И он также битком набит людьми. Если людей спросить, что они хотят: меньше ждать и ехать в ПАЗике или микроавтобусе, или стоять по 40-50 минут и ехать в большом автобусе? Ответ очевиден. Просто будешь стоять на остановке меньше. Поэтому уход микроавтобусов на тех направлениях, где это объективно не нужно, это хорошо. Но оставлять надо маршрут там, где, кроме микроавтобусов, ничего не нужно. А еще нельзя забывать о том, что микроавтобус быстрее едет, чем автобус. У него скорость выше. А еще есть районы, где для автобуса тяжело движение дается. Тот же Авиагородок, где микроавтобус удобнее передвигается. Поэтому микроавтобусы — это не зло. На некоторых направлениях — это удобно в первую очередь для пассажиров. Но там, где пассажиропоток требует того, чтобы был автобус, конечно, надо менять на автобус однозначно, — говорит Максим Фазуллин.
Напомним, ранее 56orb.ru сообщал о том, что в Оренбурге на 7 улицах появится «выделенка» для автобусов. Где именно и что это даст — в материале.