Posted 30 ноября, 07:34
Published 30 ноября, 07:34
Modified 30 ноября, 07:36
Updated 30 ноября, 07:36
Жители Оренбурга не перестают жаловаться на работу общественного транспорта: в часы пик они не могут утром из дома до работы добраться, вечером — вернуться домой. Чиновники городской администрации объясняют: сама по себе новая схема движения автобусов и троллейбусов не так плоха, проблема в пробках. Мол, автобусов хватает, но они стоят в «тянучках» вместе с личным транспортом, потому пассажиры и мерзнут на остановках.
Ну, нельзя сказать, что это очень уж оригинально: есть города и покрупнее Оренбурга, и пробки там покруче, но власти как-то решают проблему… Опыт показывает, что один из действенных способов борьбы с этой бедой — создание выделенной полосы движения, по которой в часы пик может передвигаться только общественный транспорт и автомобили экстренных служб. Пока личные машины стоят в пробках, автобусы с пассажирами проносятся мимо.
С одной стороны, если у обычных машин забрать одну полосу, пробки станут еще плотнее. Но с другой — если на своей машине ездить станет совсем сложно, а автобусы начнут работать как часы, то многие жители города с удовольствием пересядут с личного транспорта на общественный. В общем, схема рабочая. Так что с этим в Оренбурге?
В Оренбурге не так давно на улице Терешковой уже был выделен крайний правый ряд автобусам, троллейбусам и маршруткам. Нахождение здесь других транспортных средств запрещено, в противном случае придется раскошелиться на штраф. И подобные полосы планируется сделать по всему городу. Только есть одно «но». Многие оренбуржцы считают, что такой шаг усугубит и без того сложную транспортную ситуацию в Оренбурге.
— Прям не знаете, как еще над нами поиздеваться. Нормальные люди пробки убирают, а вы создаете, — прокомментировал новость о выделенной полосе для автобусов один из горожан в официальной группе администрации Оренбурга.
Многие не понимают смысла отдельной полосы для общественного транспорта, который, по словам людей, все равно невозможно дождаться, а значит крайний правый ряд будет «без толку пустовать».
— То есть пустая будет одна полоса для «просто так», — вопрошает Кира Ларина.
— Какой смысл этих полос на многих улицах нашего славного города? Я понимаю, зачем это делается в городах-миллионниках, а тут 1,5 автобуса в час ходит, — пишет Константин Вячеславович.
Вообще, большинство комментариев к этой теме оказались негативными. «Не зашел» оренбуржцам эксперимент.
Чтобы узнать, где планируется в обозримом будущем выделить полосы для движения общественного транспорта в Оренбурге, 56orb.ru обратился с официальным запросом в горадминистрацию.
Выяснилось, что на сегодняшний день среднее количество транспортных средств, обеспечивающих обслуживание как частными перевозчиками, так и МКП «Оренбургские пассажирские перевозки» на муниципальных маршрутах, составляет 460 автобусов и 16 троллейбусов.
И в ближайшие 5 лет для этих ТС появятся свои полосы для движения.
— В 2025–2029 годах планируется организовать выделенные полосы для маршрутных транспортных средств и такси по ул. Терешковой (от ул. Шевченко до пр. Дзержинского), пр. Победы в районе остановки общественного транспорта «Центральный рынок», ул. 8 Марта (от ул. Володарского до ул. Постникова), ул. Ленинская (от ул. Пролетарская до ул. 8 Марта), ул. Ленинская (от ул. М. Жукова до ул. 8 Марта), пр. Гагарина (от ул. Мира до Загородного шоссе) в двух направлениях и пр. Гагарина (от ул. 60 лет Октября до ул. Мира), по ул. Чкалова (от ул. М. Жукова до ул. 60 лет Октября) в двух направлениях, ул. Гаранькина (от ул. Салмышская до ул. Транспортной), — прокомментировали 56orb.ru начальник управления управление пассажирского транспорта администрации Оренбурга Игорь Тейковцев.
Получается, что буквы «А» появятся на самых оживленных участках областного центра.
— В ходе проводимых мониторингов соблюдения обязательных требований перевозчиками, отмечен постоянный пассажиропоток, значительно увеличивающийся в часы-пик, на всех муниципальных маршрутах города Оренбурга, независимо от направления движения, — рассказали в мэрии Оренбурга.
Директор ассоциации перевозчиков Оренбурга Максим Фазуллин высказал 56orb.ru свою точку зрения по поводу появления полос для общественного транспорта в областном центре.
— Выделенная полоса хорошо работает тогда, когда она занимает более 2/3 маршрута, если протяженность маршрута, условно, составляет 30 км, то хотя бы 20 км должна быть выделенная полоса, чтобы это было ощутимо. Когда выделенная полоса реализовывается на определенном участке (как, например, на улице Терешковой), получается, что по выделенной полосе транспорт едет, условно, свободно, а потом попадает в общий поток, так называемый эффект «бутылочного горлышка». Во-вторых, выделенная полоса хорошо работает в совокупности с экспресс-маршрутами. То есть с маршрутами, которые останавливаются не на всех остановках, а только на определенных. В третьих, та выделенная полоса, которая есть на улице Терешковой, имеет много примыкающих улиц, где действие этой выделенной полосы приостанавливается. То есть на подъездах к этим улицам и на съездах с них, выделенная полоса для общественного транспорта, грубо говоря, прерывается, там можно ехать и легковому транспорту. И так происходит через каждые 100-150 метров. Если говорить о нашем городе, мы помним историю улицы Чкалова и проспекта Гагарина. Они когда-то были «осчастливлены» выделенной полосой. С ростом количества машин эти полосы убрали, потому что не справлялись оставшиеся полосы с потоком личного транспорта. Но тогда машин было раза в два меньше. Как это скажется сейчас на общем потоке, мы все с вами понимаем, — рассказал 56orb.ru Максим Фазуллин.
Но, по словам директора ассоциации перевозчиков Оренбурга, есть улицы, где бы выделенная полоса для общественного транспорта упростила бы жизнь многим горожанам.
— Это, например, связка на мосту через Урал. Если там сделали бы в обе стороны выделенные полосы дополнительные, было бы хорошо. Это большой перегон, без перекрестков, без остановок. Там пробка хроническая. Там выделенная полоса (именно дополнительная) помогла бы, люди вздохнули бы с облегчением. И в том числе автолюбители. Если в совокупности все это применять, то, конечно, для общественного транспорта и пассажиров выделенные полосы, конечно, снижают аварийность, увеличивают среднюю скорость на маршруте и так далее. Плюсов много, но это должно происходить не в ущерб потоку авто. Если мы говорим о той же улице Гаранькина, если там забрать одну полосу под выделенную полосу для общественного транспорта, то это серьезно усложнит движение для личного транспорта, будут пробки увеличиваться, среди личного транспорта будет расти аварийность. Нужно подходить ко всему совокупно. Если улучшать где-то в одном направлении, то чтобы не ухудшались условия для других участников движения, — заявил директор ассоциации перевозчиков Оренбурга.
Во многих городах России появились полосы для общественного транспорта, чтобы увеличить скорость автобусов в часы пик. Однако некоторые решили убрать с дорог буквы «А», потому что возник коллапс. Почему в столице удался этот опыт, а в других регионах нет? Причина проста: в Москве пассажиропоток регулярный, в отличии от периферии.
— Во многих городах региона действительно большой пассажиропоток на отдельных дорогах, однако он выходит на пик только два раза в сутки. Москва же в этом плане существенно отличается: там поток стабилен в течение длительного времени, — рассказал «РГ» директор института транспортного планирования Михаил Якимов.
Так, уже неудачу претерпели некоторые подмосковные города (Лобня, Подольск, Чехов и т. д.), где введение выделенных полос для общественного транспорта привело к ухудшению транспортной ситуации: скорость автобусов не увеличилась, а машины встали в километровые пробки.
Бесполезными «выделенками», как сообщает «Autonews», стали подобные полосы с буквой «А» в Екатеринбурге и Волгограде. Водители продолжают пользоваться ими и практически никогда не получают за это штрафы. Естественно, ни о каком сокращении пробок в этих городах речи не идет.
В Рязани выделенные полосы же улучшили работу общественного транспорта, а вот личный, по данным «КП», напротив, заметно замедлился.
Конечно, есть и удачные примеры. Например, в Казани полосы с буквой «А» получили более 40 улиц. И вместе с развитием метро это помогло избавить город от пробок. «Прижились» подобные полосы на улицах Ростова-на-Дону, Тюмени и Санкт-Петербурга.
— Почему не удается копипаст выделенных полос в регионах? Потому что действительно происходит именно копипаст. Развитие общественного транспорта — это комплекс мер. Необходимо работать и с маршрутной сетью, и с выделенными полосами, и с билетным меню. Нужно поработать с брендингом, с парковочным пространством и так далее. То есть, введение выделенных полос — это одна из мер по улучшению транспортной ситуации в городе, но не единственная. Чем крупнее город, тем больше необходимость внедрения выделенных полос, потому что чем больше людей, тем больше машин. Если мы грамотно развиваем общественный транспорт, то люди будут все-таки выбирать автобус, нежели автомобиль. Но это развитие должно быть грамотным, отвечающим современным требованиям, а также к скорости и надежности, — прокомментировал 56orb.ru директор по развитию компании «STEP. Транспортные решения» Алексей Смирнов.
Если кратко: успех внедрения выделенных полос зависит от индивидуальных особенностей того или иного города. Это значит, что они могут быть уместны и за пределами столицы. Но вместе с разметкой важно постоянно обновлять подвижной состав, его инфраструктуру, модернизировать маршруты, повышать комфорт пользования общественным транспортом, в том числе содержать в адекватном состоянии остановки.
Однако, если просто нарисовать буквы «А» на дороге, это не решит проблемы общественного транспорта, которых, напомним, в Оренбурге хватает с лихвой. Автобусы должны будут ходить без задержек, чтобы крайний правый ряд не пустовал, а водители на личных авто не толпились в многокилометровых пробках. В противном случае общественный транспорт в областном центре будет и дальше деградировать.
Напомним, ранее 56orb.ru сообщал о том, что мэрия Оренбурга выявила самый проблемный маршрут. Подробности — здесь.