Posted 29 ноября, 14:30

Published 29 ноября, 14:30

Modified 29 ноября, 14:30

Updated 29 ноября, 14:30

Шимпанзе, по-видимому, лучше справляются со сложными задачами в окружении других обезьян.

Люди и шимпанзе в некоторых случаях ведут себя одинаково. Мы — родственники?

29 ноября 2024, 14:30
Фото: Акихо Мурамацу. Киотский университет. Шимпанзе, по-видимому, лучше справляются со сложными задачами в окружении других обезьян.
Как и люди, шимпанзе часто ведут себя по-разному, когда за ними наблюдают. Эта психологическая особенность, вероятно, развилась еще до того, как появились первые осознающие себя человеческие общества. Подробнее читайте в нашем материале.

На наши способности, будь то в искусстве, учебе, общении или в чем-то еще, часто влияют окружающие нас люди. Однако мы не единственные, кто адаптируется к социуму.

Люди, шимпанзе, социум

Согласно недавним исследованиям, некоторые наши ближайшие родственники-животные также демонстрируют повышение и снижение способностей в зависимости от количества людей вокруг. Новые данные свидетельствуют о том, что эти врожденные психологические факторы появились задолго до эволюции человеческих культур, где ценились репутация и авторитет.

Уже давно известно, что шимпанзе объединяются в иерархические сообщества, но эксперты расходились во мнениях относительно того, насколько их сородичи могут влиять на их эмоции, действия и способности. Однако, как показало исследование, опубликованное 8 ноября в журнале iScience, даже шимпанзе подвержены «эффекту аудитории» в определенных социальных ситуациях.

Эксперимент с шимпанзе

Чтобы оценить, как этот эффект проявляется у шимпанзе, исследователи из Киотского университета в Японии использовали сравнительно уникальную среду своего исследовательского центра. Там шимпанзе почти ежедневно взаимодействуют с людьми, участвуя в экспериментах с сенсорными экранами и получая за это еду. Благодаря этому команда предложила шести шимпанзе три разных задания с сенсорными экранами, которые различались по сложности и когнитивным требованиям.

В первом задании шимпанзе нужно было последовательно нажимать на цифры от 1 до 19 после того, как они появлялись на экране в определенном порядке. Во втором задании животным снова нужно было нажимать на цифры по порядку, но только после того, как они появлялись в разных местах на экране. В третьем, самом сложном задании, шимпанзе снова нужно было нажимать на цифры по порядку. Однако на этот раз все остальные цифры исчезали, когда приматы нажимали на одну из них, и им нужно было быстро запоминать их расположение в реальном времени. Затем исследователи проанализировали результаты каждого примата, собранные за тысячи сеансов в течение шести лет тестирования.

Шимпанзе важно признание наблюдателей

Анализ данных выявил две конкретные тенденции. В среднем шимпанзе лучше справлялись с самой сложной задачей, если рядом с ними было больше других шимпанзе или знакомых людей. Но с самой простой задачей животные справлялись хуже, если рядом было больше шимпанзе или знакомых людей.

— Наши результаты показывают, что потребность в зрителях может быть не уникальной чертой только человеческого рода. Если шимпанзе также проявляют особое внимание к зрителям, когда выполняют свои задачи, то вполне вероятно, что эти черты, связанные с аудиторией, могли возникнуть еще до того, как в нашем роду появились общества, основанные на репутации, — заявил Синья Ямамото, соавтор исследования из Киотского университета в Японии.

Кристен Лин, соавтор исследования, подчеркнула, что для шимпанзе не имело значения, наблюдают ли за ними представители другого вида. Однако очевидно, что присутствие «болельщиков» положительно влияло на результаты выполнения заданий.

Эффект аудитории не разгадан

Команда исследователей отметила, что до сих пор неясно, какие именно неврологические процессы отвечают за эти изменения в поведении как у приматов, так и у людей. Однако они надеются, что дальнейшие исследования наших ближайших родственников — обезьян — помогут лучше понять эти общие для разных видов переживания.

Возможно, ключ к разгадке способности адаптации к социальным условиям скрывается в уникальных особенностях нервной системы, генетических механизмов или же в более широком контексте эволюционного развития. Исследователи уже сейчас планируют сосредоточиться на изучении специфических неврологических процессов, которые могли бы объяснить изменения в поведении приматов в условиях «эффекта аудитории». Это позволит не только углубить наше понимание поведения шимпанзе, но и пролить свет на причины схожих поведенческих тенденций у людей.

Дежавю — это необъяснимое ощущение, когда нам кажется, что мы уже были в каком-то месте или слышали о чем-то раньше, хотя на самом деле это не так. В статье 56orb мы расскажем, как наука объясняет это явление.

Подпишитесь