Стратегия социально-экономического развития Оренбургской области до 2030 года — документ, который определяет цели и задачи государственного управления в регионе. Итак, каким должно стать Оренбуржье уже через шесть лет?
Разрабатывать стратегию социально-экономического развития области начинал еще губернатор Алексей Чернышев, который управлял Оренбуржьем до середины 2010 года. Утвердил итоговый вариант Юрий Берг, сменивший его на посту. А реализовывать заложенные в многостраничном документе идеи пришлось нынешнему главе региона Денису Паслеру.
Власти предполагали, что к 2030 году Оренбуржье станет привлекательной областью для инвесторов, с развитыми высокотехнологичными секторами экономики, впечатляющими объемами производства, а отток населения сократится, ведь жить здесь станет комфортнее.
Оптимизм был вполне обоснован, тем более что Оренбуржье — одна из ключевых территорий для развития сотрудничества России с Казахстаном и Центральной Азией.
Основные приоритеты стратегии: устойчивая диверсифицированная экономика и развитие предпринимательства. А еще власти хотят повысить качество человеческого капитала (социальную инфраструктуру, систему образования и рынок труда), активно развивать транспортно-логистический и агропромышленный комплекс, сделать городскую среду комфортной для жителей, провести разведку новых месторождений. И, конечно, не обошлось без создания условий для привлечения инвестиций, реализации проектов диверсификации экономики и т. д.
Если кратко, то авторы стратегии видят Оренбуржье многонациональным регионом с высоким уровнем доступности социальных услуг и ключевым сельскохозяйственным регионом в Приволжье, а также опорным регионом России на среднеазиатском направлении.
К 2030 году власти запланировали:
Предприятия промышленного комплекса области создавали 58,1% ВРП, на них работали 23% занятых в экономике. К 2030 году планируется достичь следующих результатов:
Оренбуржье входит в число регионов-лидеров по количеству посевных земель, объему сбора твердой пшеницы и других культур, производству молока. Агропромышленный комплекс области производит 6,7% ВРП, в нем занято 14,9% трудоспособного населения. Пищевую и перерабатывающую промышленность представляют более 100 предприятий, на которых работают более 20 тысяч человек. Но продукция в основном потребляется внутри региона.
Основные проблемы: плохая урожайность из-за природно-климатических условий и использования устаревших методов мелиорации, внесения удобрений, а также низкий уровень технической и технологической оснащенности предприятий АПК.
Ключевые тренды: развитие «умного» сельского хозяйства (робототехника, «точное» земледелие, интернет вещей); рост спроса на экологическое и персонализированное питание; интенсификация отрасли животноводства; увеличение экспорта продукции.
Цель развития АПК — создание устойчивого и высокопроизводительного агропромышленного комплекса, обеспечение устойчивого сбыта в стране и экспорта на ключевые рынки. К 2030 году в АПК региона планируется достичь:
На 1 января 2021 года численность населения Оренбургской области составляла 1 942,9 тысячи человек (в 2019 г. — 1 956,8 тысячи человек). Причина спада рождаемости — уменьшение числа женщин фертильного возраста и суммарного коэффициента рождаемости. Нужно стабилизировать численность населения и активно работать над ее ростом.
Ускорилась естественная убыль населения. Основные причины смертности — болезни системы кровообращения и новообразования. При этом развитие социальной сферы и медицинских технологий способствовали росту средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении. Как следствие, возросла численность населения старшего трудоспособного возраста с 488,7 тысячи человек в 2017 году до 490,1 тысячи человек в 2020-м. И все это на фоне демографического старения населения: средний возраст оренбуржца составил в 2019 году почти 40 лет.
На конец 2020 года медицинскую помощь оренбуржцам оказывали 81 самостоятельная больничная организация, 11 диспансеров, 393 амбулаторно-поликлинические организации, 40 станций скорой медицинской помощи, 5 стоматологических поликлиник, 2 дома ребенка, 1 станция переливания крови, 3 образовательных учреждения, 5 учреждений особого типа.
Цель развития системы здравоохранения — снижение смертности, увеличение ожидаемой продолжительности жизни, повышение качества и доступности медицинской помощи.
Получить образование в Оренбургской области можно в более чем 1 800 государственных, муниципальных и частных организациях. Общая численность обучающихся к 2020 году составляла более 440 тысяч человек, педагогических работников — около 40 тысяч человек. В регионе работали 918 детсадов. Также дошкольным образованием занимались два предпринимателя. Существует проблема доступности яслей.
Дополнительным образованием занимаются 170 организаций, в кружки и секции ходят свыше 260 тысяч юных оренбуржцев. Система профессионального образования области охватывает более 96 тысяч человек и состоит из 56 профессиональных образовательных организаций, 5 государственных вузов, 12 филиалов вузов.
Ключевые проблемы: миграция населения внутри региона, преимущественно в Оренбург, что приводит к перегрузке детсадов и росту числа школьников, обучающихся во вторую смену. Отток молодежи происходит и из-за отсутствия востребованных специальностей в филиалах техникумов. Существует кадровый дефицит молодых специалистов в школах, да и качество их подготовки в вузах низкое. Детсады и школы требуют капитального ремонта.
Цели до 2030 года:
В области на начало 2020 года проживают 285,9 тысячи семей, в которых воспитывается около 441,2 тысячи детей. В социально опасном положении находится 1,8 тысячи семей, за последние семь лет их количество снизилось на 68%. Ежегодно курс социальной реабилитации в специализированных учреждениях системы соцзащиты проходят более 600 детей, 80% из которых возвращаются в родные семьи.
Численность многодетных семей за последние 10 лет увеличилась в 2,5 раза и теперь превышает 28,4 тысячи человек. Численность инвалидов составляет около 185,5 тысячи человек, более 9,8 тысячи из них — дети. Почти половина инвалидов работает.
Проблемы: уровень доходов населения области ниже среднего по России; низкий уровень привлекательности института семьи, в частности у молодого поколения; недостаточно развитая система программ досуга и активного долголетия для людей старшего поколения; слабо развиты механизмы адаптации людей пожилого возраста к социально-экономическим изменениям; низкая доля трудоустроенных инвалидов; низкое качество среды проживания в городах и районных центрах для людей с ограниченными возможностями.
Цель социальной политики — смягчение негативных последствий бедности, улучшение качества жизни, повышение эффективности социальной помощи многодетным семьям, инвалидам и людям пожилого возраста.
К 2030 году в сфере социальной политики региона планируется достичь следующих результатов:
На учете в службе занятости региона стояли 29,6 тысячи безработных. Официальная безработица — 3,2%. В 2020 году работу нашли 1,8 тысячи человек, приступили к профессиональному обучению 144 человека. Коэффициент напряженности на рынке труда Оренбургской области в этот период составил 2,5 незанятых граждан на 1 вакансию.
С 1 января 2020 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 12 130 рублей (на 850 рублей больше чем в 2019 году), с уральским коэффициентом — 13 949,5 рубля (на 977,5 рубля больше). За последние пять лет МРОТ вырос вдвое.
Проблемы: рост теневой занятости; низкий уровень оплаты труда; рост числа безработных граждан; скрытая безработица; избыток рабочей силы в связи с сокращением производства.
Цель развития регионального рынка труда — удовлетворение потребности экономики и социальной сферы в кадровых ресурсах за счет возможностей регионального рынка труда и подготовки кадров необходимых компетенций.
К 2030 году планируется достичь следующих результатов:
География и система расселения области предъявляют особые требования к транспортной инфраструктуре. Плотность железных дорог общего пользования в области в 3,4 раза выше, чем в среднем по России. По показателям погрузки и грузооборота железнодорожный транспорт Оренбуржья занимает одно из ведущих мест в Приволжском федеральном округе. Доля перевезенных грузов железнодорожным транспортом в общем объеме грузоперевозок по области составляет около 70%.
Общая протяженность автомобильных дорог на 1 января 2020 года составила 26,5 тысячи км. Воздушный транспорт области представлен двумя международными аэропортами в Оренбурге и Орске. В 2020 году они выполнили 1,2 тыс. рейсов и обслужили 525,7 тысячи пассажиров.
Проблемы: недостаточное использование транзитного потенциала Оренбургской области; несоответствие уровня развития транспортной инфраструктуры потребностям экономики и населения, низкая транспортная связанность территории региона; неудовлетворительное состояние аэропортового комплекса Оренбурга, что не позволяет полноценно развивать авиационное направление; недостаточная пропускная способность железнодорожной инфраструктуры; усиливающийся дефицит квалифицированных профессиональных кадров.
Цель — формирование современного транспортно-логистического комплекса. Планы:
По итогам 2020 года в Оренбургской области ввели 967,2 тысячи кв. м жилья (97,4% к 2019 году), из них 440,4 тысячи кв. м пришлось на многоквартирные дома (площадь новостроек за год сократилась на 18,8%). Обеспеченность жильем составила 0,494 кв. м на человека. По данным Оренбургстата, общая площадь всех жилых помещений области составляет 50,3 млн кв. м, в том числе в многоквартирных домах — 28,42 млн кв. м. На 1 января 2019 года 0,7% жилья признано аварийным.
Проблемы: рост цен на стройматериалы, металлопрокат и оборудование; снижение спроса на жилье; острая нехватка иностранной рабочей силы.
Цель — создание условий по развитию жилищного строительства и повышению обеспеченности качественным жильем, дифференцированным по уровню комфорта.
К 2030 году планируется достичь следующих результатов:
Стратегическая цель — улучшение качества природной среды и условий жизни населения, снижение антропогенного воздействия на природу и углеродного следа, экологическая безопасность.
Проблемы: загрязнение воздуха от передвижных источников; недостаточная глубина переработки отходов, наличие экологически грязных и бионеразлагаемых отходов; недоочистка сточных вод; длительное хозяйственное использование водных ресурсов, которое привело к заилению русла рек, разрушению береговой линии, истощению рыбных запасов; интенсивное техногенное загрязнение водных объектов; износ очистных сооружений; сокращение лесов и как следствие истощение почвенных ресурсов, усиливающаяся эрозия, потеря плодородия почв, переуплотненность, закустаренность кормовых угодий.
К 2030 году в экологической сфере региона планируется достичь следующих результатов:
К 2030 году планируется рост экспорта товаров и услуг области на 60% относительно 2020 года — до 3063 млн долларов США. Увеличение объемов несырьевого неэнергетического экспорта товаров к 2030 году ожидается на уровне не менее 70% относительно 2020 года — до 1 530 млн долларов США.
Доля несырьевого неэнергетического экспорта в структуре регионального экспорта товаров к 2030 году может составить 57% вместо 49,1%. Экспорт сельхозпродукции в 2030 году оценивается в 300 млн долларов США (рост на 74%), региональный экспорт услуг — в 363 млн долларов США (рост в 3,2 раза).
Ожидается, что число малых и средних предприятий, вовлеченных в экспортную деятельность в Оренбургской области, достигнет 1500 (рост в 2,3 раза).
Для этого нужно создать эффективную систему управления экспортной деятельностью, снять внутренние барьеры и ограничения, развивать механизмы промоутерской поддержки экспорта и инвестиционного сотрудничества.