Posted 8 ноября, 05:03

Published 8 ноября, 05:03

Modified 8 ноября, 05:05

Updated 8 ноября, 05:05

14 лет назад в Оренбуржье утвердили стратегию социально-экономического развития региона, она была принята еще при экс-губернаторе

Образ будущего. Каким должно стать Оренбуржье к 2030 году?

8 ноября 2024, 05:03
Фото: 56orb.ru. 14 лет назад в Оренбуржье утвердили стратегию социально-экономического развития региона, она была принята еще при экс-губернаторе

Стало известно, каким должна стать Оренбургская область к 2030 году

56orb.ru изучил стратегию социально-экономического развития Оренбургской области, которая была принята 14 лет назад. Власти поставили перед собой амбициозные цели. Смотрим, что из запланированного было реализовано, а что может так и не воплотиться в жизнь.

Стратегия социально-экономического развития Оренбургской области до 2030 года — документ, который определяет цели и задачи государственного управления в регионе. Итак, каким должно стать Оренбуржье уже через шесть лет?

История создания стратегии

Разрабатывать стратегию социально-экономического развития области начинал еще губернатор Алексей Чернышев, который управлял Оренбуржьем до середины 2010 года. Утвердил итоговый вариант Юрий Берг, сменивший его на посту. А реализовывать заложенные в многостраничном документе идеи пришлось нынешнему главе региона Денису Паслеру.

Власти предполагали, что к 2030 году Оренбуржье станет привлекательной областью для инвесторов, с развитыми высокотехнологичными секторами экономики, впечатляющими объемами производства, а отток населения сократится, ведь жить здесь станет комфортнее.

Оптимизм был вполне обоснован, тем более что Оренбуржье — одна из ключевых территорий для развития сотрудничества России с Казахстаном и Центральной Азией.

Цели стратегии

Основные приоритеты стратегии: устойчивая диверсифицированная экономика и развитие предпринимательства. А еще власти хотят повысить качество человеческого капитала (социальную инфраструктуру, систему образования и рынок труда), активно развивать транспортно-логистический и агропромышленный комплекс, сделать городскую среду комфортной для жителей, провести разведку новых месторождений. И, конечно, не обошлось без создания условий для привлечения инвестиций, реализации проектов диверсификации экономики и т. д.

Если кратко, то авторы стратегии видят Оренбуржье многонациональным регионом с высоким уровнем доступности социальных услуг и ключевым сельскохозяйственным регионом в Приволжье, а также опорным регионом России на среднеазиатском направлении.

К 2030 году власти запланировали:

  • Стабилизировать численность населения на уровне более 1 900 000 человек;
  • Увеличить среднюю продолжительность жизни с 73 до 78 лет;
  • Увеличить ВРП в два раза к уровню 2020 года (до 2 трлн рублей);
  • Увеличивать ежегодно производительности труда не менее чем на 5% (в 1,5 раза к уровню 2020 года);
  • Увеличить объем инвестиций в основной капитал минимум на 70% по сравнению с 2020 годом (до 410 млрд рублей);
  • Увеличить объемы экспорта на 20% к уровню 2020 года.

Промышленность

Предприятия промышленного комплекса области создавали 58,1% ВРП, на них работали 23% занятых в экономике. К 2030 году планируется достичь следующих результатов:

  • Добыча полезных ископаемых. У Оренбуржья хорошая сырьевая база. Извлекаемые запасы нефти сосредоточены в 192 месторождениях и составляют 586,6 млн тонн. Теоретически, их может хватить на 29 лет. Цель развития нефтегазового комплекса области — увеличение объемов добычи и переработки углеводородов при снижении негативного экологического воздействия.
  • Металлургический комплекс. Экономику области определяет металлургическое производство, доля которого в общем объеме промышленности региона составляет 11,4%. В отрасли занято более 12 тысяч человек. Цель развития металлургической промышленности — повышение конкурентоспособности выпускаемой металлопродукции и создание ее новых видов при снижении негативного экологического воздействия.
  • Машиностроение. В машиностроительный комплекс области входит более 60 крупных и средних предприятий. В отрасли занято свыше 18 тысяч человек. Доля продукции машиностроения в общем объеме промышленного производства составляет 4,2%. Цель развития этого комплекса — удовлетворение внутреннего спроса на машиностроительную продукцию, расширение присутствия на внешних рынках.
  • Химическая промышленность. Предприятия области занимаются первичной переработкой нефти, в сравнительно небольших объемах производят автомобильный бензин, дизельное и реактивное топливо. При этом Оренбуржье — один из крупнейших в стране производителей смазочных масел. Основная продукция химической отрасли выпускается как побочный продукт газопереработки (сера) и металлургического производства (медный купорос, серная кислота, азотные удобрения). Другая часть продукции выпускается малыми и средними предприятиями (лакокрасочные материалы, полимерные пленки и другое). Развитие производства химии ограничивает высокая стоимость ввозимого сырья. Цель развития химической промышленности — внедрение технологий производства современных инновационных продуктов в химической промышленности с обеспечением экологичности производства.
  • Энергетический сектор. В структуре установленной мощности генерации электроэнергии на территории области преобладают (90,8%) тепловые электрические станции. Электростанции на основе возобновляемых источников энергии, в том числе солнечные суммарной мощностью 330 МВт, составляют 8,4%. На долю гидроэлектростанции мощностью 30 МВт приходится 0,8% генерации. Планируется создать благоприятные условия социально-экономического развития региона, повысить конкурентоспособность, устранить инфраструктурные ограничения всех видов деятельности на территории области.

Агропромышленный комплекс

Оренбуржье входит в число регионов-лидеров по количеству посевных земель, объему сбора твердой пшеницы и других культур, производству молока. Агропромышленный комплекс области производит 6,7% ВРП, в нем занято 14,9% трудоспособного населения. Пищевую и перерабатывающую промышленность представляют более 100 предприятий, на которых работают более 20 тысяч человек. Но продукция в основном потребляется внутри региона.

Основные проблемы: плохая урожайность из-за природно-климатических условий и использования устаревших методов мелиорации, внесения удобрений, а также низкий уровень технической и технологической оснащенности предприятий АПК.

Ключевые тренды: развитие «умного» сельского хозяйства (робототехника, «точное» земледелие, интернет вещей); рост спроса на экологическое и персонализированное питание; интенсификация отрасли животноводства; увеличение экспорта продукции.

Цель развития АПК — создание устойчивого и высокопроизводительного агропромышленного комплекса, обеспечение устойчивого сбыта в стране и экспорта на ключевые рынки. К 2030 году в АПК региона планируется достичь:

Здравоохранение и демографическая политика

На 1 января 2021 года численность населения Оренбургской области составляла 1 942,9 тысячи человек (в 2019 г. — 1 956,8 тысячи человек). Причина спада рождаемости — уменьшение числа женщин фертильного возраста и суммарного коэффициента рождаемости. Нужно стабилизировать численность населения и активно работать над ее ростом.

Ускорилась естественная убыль населения. Основные причины смертности — болезни системы кровообращения и новообразования. При этом развитие социальной сферы и медицинских технологий способствовали росту средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении. Как следствие, возросла численность населения старшего трудоспособного возраста с 488,7 тысячи человек в 2017 году до 490,1 тысячи человек в 2020-м. И все это на фоне демографического старения населения: средний возраст оренбуржца составил в 2019 году почти 40 лет.

На конец 2020 года медицинскую помощь оренбуржцам оказывали 81 самостоятельная больничная организация, 11 диспансеров, 393 амбулаторно-поликлинические организации, 40 станций скорой медицинской помощи, 5 стоматологических поликлиник, 2 дома ребенка, 1 станция переливания крови, 3 образовательных учреждения, 5 учреждений особого типа.

Цель развития системы здравоохранения — снижение смертности, увеличение ожидаемой продолжительности жизни, повышение качества и доступности медицинской помощи.

Образование

Получить образование в Оренбургской области можно в более чем 1 800 государственных, муниципальных и частных организациях. Общая численность обучающихся к 2020 году составляла более 440 тысяч человек, педагогических работников — около 40 тысяч человек. В регионе работали 918 детсадов. Также дошкольным образованием занимались два предпринимателя. Существует проблема доступности яслей.

Дополнительным образованием занимаются 170 организаций, в кружки и секции ходят свыше 260 тысяч юных оренбуржцев. Система профессионального образования области охватывает более 96 тысяч человек и состоит из 56 профессиональных образовательных организаций, 5 государственных вузов, 12 филиалов вузов.

Ключевые проблемы: миграция населения внутри региона, преимущественно в Оренбург, что приводит к перегрузке детсадов и росту числа школьников, обучающихся во вторую смену. Отток молодежи происходит и из-за отсутствия востребованных специальностей в филиалах техникумов. Существует кадровый дефицит молодых специалистов в школах, да и качество их подготовки в вузах низкое. Детсады и школы требуют капитального ремонта.

Цели до 2030 года:

Социальная политика

В области на начало 2020 года проживают 285,9 тысячи семей, в которых воспитывается около 441,2 тысячи детей. В социально опасном положении находится 1,8 тысячи семей, за последние семь лет их количество снизилось на 68%. Ежегодно курс социальной реабилитации в специализированных учреждениях системы соцзащиты проходят более 600 детей, 80% из которых возвращаются в родные семьи.

Численность многодетных семей за последние 10 лет увеличилась в 2,5 раза и теперь превышает 28,4 тысячи человек. Численность инвалидов составляет около 185,5 тысячи человек, более 9,8 тысячи из них — дети. Почти половина инвалидов работает.

Проблемы: уровень доходов населения области ниже среднего по России; низкий уровень привлекательности института семьи, в частности у молодого поколения; недостаточно развитая система программ досуга и активного долголетия для людей старшего поколения; слабо развиты механизмы адаптации людей пожилого возраста к социально-экономическим изменениям; низкая доля трудоустроенных инвалидов; низкое качество среды проживания в городах и районных центрах для людей с ограниченными возможностями.

Цель социальной политики — смягчение негативных последствий бедности, улучшение качества жизни, повышение эффективности социальной помощи многодетным семьям, инвалидам и людям пожилого возраста.

К 2030 году в сфере социальной политики региона планируется достичь следующих результатов:

Рынок труда

На учете в службе занятости региона стояли 29,6 тысячи безработных. Официальная безработица — 3,2%. В 2020 году работу нашли 1,8 тысячи человек, приступили к профессиональному обучению 144 человека. Коэффициент напряженности на рынке труда Оренбургской области в этот период составил 2,5 незанятых граждан на 1 вакансию.

С 1 января 2020 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 12 130 рублей (на 850 рублей больше чем в 2019 году), с уральским коэффициентом — 13 949,5 рубля (на 977,5 рубля больше). За последние пять лет МРОТ вырос вдвое.

Проблемы: рост теневой занятости; низкий уровень оплаты труда; рост числа безработных граждан; скрытая безработица; избыток рабочей силы в связи с сокращением производства.

Цель развития регионального рынка труда — удовлетворение потребности экономики и социальной сферы в кадровых ресурсах за счет возможностей регионального рынка труда и подготовки кадров необходимых компетенций.

К 2030 году планируется достичь следующих результатов:

Транспортно-логистический комплекс

География и система расселения области предъявляют особые требования к транспортной инфраструктуре. Плотность железных дорог общего пользования в области в 3,4 раза выше, чем в среднем по России. По показателям погрузки и грузооборота железнодорожный транспорт Оренбуржья занимает одно из ведущих мест в Приволжском федеральном округе. Доля перевезенных грузов железнодорожным транспортом в общем объеме грузоперевозок по области составляет около 70%.

Общая протяженность автомобильных дорог на 1 января 2020 года составила 26,5 тысячи км. Воздушный транспорт области представлен двумя международными аэропортами в Оренбурге и Орске. В 2020 году они выполнили 1,2 тыс. рейсов и обслужили 525,7 тысячи пассажиров.

Проблемы: недостаточное использование транзитного потенциала Оренбургской области; несоответствие уровня развития транспортной инфраструктуры потребностям экономики и населения, низкая транспортная связанность территории региона; неудовлетворительное состояние аэропортового комплекса Оренбурга, что не позволяет полноценно развивать авиационное направление; недостаточная пропускная способность железнодорожной инфраструктуры; усиливающийся дефицит квалифицированных профессиональных кадров.

Цель — формирование современного транспортно-логистического комплекса. Планы:

Жилищное строительство

По итогам 2020 года в Оренбургской области ввели 967,2 тысячи кв. м жилья (97,4% к 2019 году), из них 440,4 тысячи кв. м пришлось на многоквартирные дома (площадь новостроек за год сократилась на 18,8%). Обеспеченность жильем составила 0,494 кв. м на человека. По данным Оренбургстата, общая площадь всех жилых помещений области составляет 50,3 млн кв. м, в том числе в многоквартирных домах — 28,42 млн кв. м. На 1 января 2019 года 0,7% жилья признано аварийным.

Проблемы: рост цен на стройматериалы, металлопрокат и оборудование; снижение спроса на жилье; острая нехватка иностранной рабочей силы.

Цель — создание условий по развитию жилищного строительства и повышению обеспеченности качественным жильем, дифференцированным по уровню комфорта.

К 2030 году планируется достичь следующих результатов:

Экологическая политика

Стратегическая цель — улучшение качества природной среды и условий жизни населения, снижение антропогенного воздействия на природу и углеродного следа, экологическая безопасность.

Проблемы: загрязнение воздуха от передвижных источников; недостаточная глубина переработки отходов, наличие экологически грязных и бионеразлагаемых отходов; недоочистка сточных вод; длительное хозяйственное использование водных ресурсов, которое привело к заилению русла рек, разрушению береговой линии, истощению рыбных запасов; интенсивное техногенное загрязнение водных объектов; износ очистных сооружений; сокращение лесов и как следствие истощение почвенных ресурсов, усиливающаяся эрозия, потеря плодородия почв, переуплотненность, закустаренность кормовых угодий.

К 2030 году в экологической сфере региона планируется достичь следующих результатов:

  • Обращение с отходами. В 2020 году на территории региона образовалось 41,1 млн тонн отходов, около 92,7% — это отходы при добыче полезных ископаемых. 59,1% утилизировано и обезврежено. В 2019 году утверждена новая редакция территориальной схемы обращения с отходами области, создана ее электронная модель. Территория области разделена на девять кластеров, в которых действуют 11 мусорных полигонов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов. В Оренбурге действует мусоросортировочный комплекс по обработке ТКО мощностью до 250 тысяч тонн в год. Выход вторичного сырья — до 40%, ведется отбор более 25 фракций. Территориальная схема предусматривает рекультивацию 31 несанкционированной свалки в муниципальных районах и ликвидацию поселковых свалок. Цель — предотвращение вредного воздействия ТКО на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение компонентов, содержащихся в отходах, в хозяйственный оборот.
  • Водные ресурсы. Оренбургская область входит в число вододефицитных регионов страны. Главная водная артерия — Урал. Бассейн реки зарегулирован четырьмя крупными водохранилищами. Из-за климатических особенностей Урал испытывает нехватку стабильного источника водного питания (на 70% питание у реки снеговое). Основные крупные загрязнители — предприятия жилищно-коммунального хозяйства, сброс загрязненных стоков. Цель — повышение эффективности использования и охраны водных ресурсов, их качества.
  • Леса и особо охраняемые природные территории. Общая площадь лесов области на 1 января 2020 года составляла 721,1 тысячи га, лесистость области — 4,7%. В области функционирует три федеральные (национальный парк «Бузулукский бор», заповедники «Оренбургский» и «Шайтантау») и 333 областные особо охраняемые природные территории (заказники «Светлинский», «Губерлинские горы», «Карагай-Губерлинское ущелье» и 330 памятников природы областного значения). На созданном в 2015 году пятом участке заповедника «Оренбургский» — «Предуральская степь» — реализуется проект по возвращению в степи лошади Пржевальского. Здесь обитает 48 особей, к 2030 году популяция может вырасти до 100-150 особей. Цель — сохранение природной среды, объектов животного и растительного мира, лесов, обеспечивающее сохранение экологического потенциала области.
  • Инвестиционная политика. Объем инвестиций в основной капитал в 2014–2020 годах вырос со 153 млрд до 200 млрд рублей. Основными источниками финансирования остаются собственные средства, доля которых составила 80% от общего объема инвестиций. Основной вклад в развитие инвестиционной деятельности для региона в среднесрочном периоде вносит деятельность предприятий нефтегазодобывающей отрасли. При этом большинство используемых ими месторождений находятся в падающем режиме добычи. Цель инвестиционной политики области — устойчивое инвестиционное развитие, улучшение инвестиционного климата, создание условий для привлечения инвестиций в ключевые отрасли экономики региона, развитие конкуренции. К 2030 году планируется достичь следующих результатов:

Экспортная стратегия Оренбургской области

К 2030 году планируется рост экспорта товаров и услуг области на 60% относительно 2020 года — до 3063 млн долларов США. Увеличение объемов несырьевого неэнергетического экспорта товаров к 2030 году ожидается на уровне не менее 70% относительно 2020 года — до 1 530 млн долларов США.

Доля несырьевого неэнергетического экспорта в структуре регионального экспорта товаров к 2030 году может составить 57% вместо 49,1%. Экспорт сельхозпродукции в 2030 году оценивается в 300 млн долларов США (рост на 74%), региональный экспорт услуг — в 363 млн долларов США (рост в 3,2 раза).

Ожидается, что число малых и средних предприятий, вовлеченных в экспортную деятельность в Оренбургской области, достигнет 1500 (рост в 2,3 раза).

Для этого нужно создать эффективную систему управления экспортной деятельностью, снять внутренние барьеры и ограничения, развивать механизмы промоутерской поддержки экспорта и инвестиционного сотрудничества.

Подпишитесь