Ученые нашли сыр возрастом более 3500 лет.

Ученые узнали вкус загробного сыра возрастом более трех тысяч лет

Вчера, 12:35
Китайские археологи обнаружили самый древний сыр. Это уникальное открытие проливает свет на 3500-летнюю историю производства молочных продуктов в Китае. Подробнее читайте в материале 56orb.

Если бы вам дали возможность взять с собой в загробный мир несколько самых ценных вещей, что бы вы выбрали? Возможно, это могла бы быть ваша любимая книга или нечто, напоминающее о близких. А может быть, вы предпочли бы взять что-то для перекуса.

Сыр — неотъемлемая часть похоронного обряда

В древнем захоронении в Синьцзяне, на северо-западе Китая, обнаружены останки минимум трех человек, похороненных тысячи лет назад. У каждого из них на шее был найден маленький кусочек сыра — самого старого в мире, возраст которого составляет около 3500 лет.

Мумия с кладбища раннего бронзового века в Сяохэ, которое датируется периодом с 1980 по 1450 годы до нашей эры, была обнаружена в Синьцзяне, Китай. Также был найден очень старый сыр.
cell.com

Этот сыр не только прекрасно сохранился, но и несет важную информацию о культуре человечества и вероятных путях распространения молочного производства по всей Азии. Как говорится в исследовании, опубликованном 25 сентября в журнале Cell, новый анализ этих кусочков раскрывает ранее неизвестные аспекты.

Биомолекулярный археолог из Базельского университета в Швейцарии, Шеван Уилкинс, отмечает, что не может припомнить ни одного другого места, где бы сохранился такой древний сыр. Несмотря на то, что в некоторых исследованиях находили остатки молока в гораздо более старых керамических горшков, эти твердые, творожные кусочки уникальны.

Уилкинс изучает происхождение, историю и распространение животноводства в Монголии и других азиатских странах. По ее словам, эти «сырные ожерелья» представляют собой захватывающий фрагмент древней истории, позволяющий заглянуть в молочное прошлое региона.

Эти ожерелья были обнаружены около двадцати лет назад и впервые описаны в 2014 году. В новой оценке, основанной на ДНК-анализе, ученые надеются глубже понять природу этих лактозных кусочков.

Биология сырных микроорганизмов

Генетический анализ микробов подтвердил, что это кусочки кефирного сыра — ферментированного и высушенного молочного продукта, изготовленного посредством тех же бактерий, дрожжей и грибков, что и современный кефир. Кефирные гранулы используются для закваски молока как альтернатива сычужному ферменту.

Исследование показало, что на ожерельях были обнаружены два типа сыра: один из коровьего молока, другой — из козьего, которые широко использовались в бронзовом веке. Кефирные гранулы генетически связаны с тибетскими молочными продуктами и сортами кефира из Восточной Азии. Другие штаммы из Восточной Азии, Европы и Тихого океана ближе к микробам из Кавказского региона.

Соавтор исследования Цяомей Фу, палеонтолог и палеоантрополог из Академии наук Китая:

— Наши наблюдения убедительно свидетельствуют о различных путях распространения двух подвидов сыра.
(А) Расположение и план кладбища Сяохэ, на котором был обнаружен самый старый на сегодняшний день образец кефирного сыра. Могилы, из которых были взяты образцы для исследования, отмечены красным цветом. На карте обозначено предполагаемое место происхождения кефира (Северный Кавказ) и места отбора проб штаммов L. kefiranofaciens. Штаммы, относящиеся к кладе kefiranofaciens, выделены красным цветом, к кладе kefirgranum — синим, а внешняя группа — серым. Штамм W182 помечен звездочкой, так как его происхождение (Китай) остается неясным. (Б) Фотография одной из мумий с кладбища Сяохэ, на шее которой были обнаружены образцы кефира (выделены красными треугольниками). © Три образца кефира. (D) Метагеномные профили образцов кефира на уровне доменов (верхний) и филем (нижний).
cell.com

Анализ выявил два различных источника кефирного грибка: один в Синьцзяне, другой — на Кавказе, что могло быть связано с торговлей кочевых групп, которые перемещались по засушливым степям Евразии, обмениваясь молочными продуктами и контейнерами, оставляя следы сыра. Эти традиции сохранились и по сей день, так как молочные продукты остаются основой рациона в Синьцзяне.

— Это удивительно — осознавать присутствие этой бактерии и отслеживать ее путь до мест, где развивалось животноводство, — делится Уилкинс.

Естественная мумификация спасла древний сыр

Кладбище Сяохэ в Синьцзяне является уникальным местом захоронения с особенной географией и климатом. Люди здесь обитали на плодородных берегах реки, но быстрый переход к засушливым условиям привел к естественной мумификации тел. Их волосы, кожа, одежда и древние сырные ожерелья остались неповрежденными временем, сохранив молекулярную летопись микробного разнообразия.

До коммерциализации и индустриализации продуктов в XX веке люди использовали множество микробов для ферментации. Сегодня же мы пользуемся лишь немногими, отобранными за скорость и продуктивность. По мере того как органические вещества, такие как сыр, обычно исчезают без следа, понимание утраченного разнообразия «фамильных микробов» становится особенно важным.

В то же время биомолекулярный археолог из Гарвардского университета Кристина Уорринер, которая не входила в исследовательскую группу скептически относится к гипотезе Фу о происхождении кефира из-за нехватки археологических данных и повреждения ДНК со временем. Эти исследования подчеркивают важность молочных продуктов в развитии обществ и их роль в выживании в суровых экосистемах. Сыр возрастом около 3000 лет мог быть похож на современные кисломолочные продукты, такие как французские сыры, но это лишь предположение из-за неясных факторов, таких как добавки ароматизаторов и региональные особенности молока. Уилкинс выразила желание попробовать еду из прошлого.

#Наука #Китай #Сыр #Ученые #Николай Бледных #КЦ