Паводок в Оренбуржье начался в апреле этого года. Тогда из-за обильных сбросов с Ириклинского водохранилища большой волной сначала накрыло Орск, а затем и Оренбург. Без крыши над головой остались десятки тысяч человек.
Весенний потоп в Оренбурге стал для Александры и ее семьи настоящим ударом. Они купили дом в ипотеку на 30 лет (вложив туда в том числе материнский капитал) в ноябре 2023 года. Семью уверяли, что зона не подтопляемая, документы были все в идеальном состоянии, беспокоиться было не о чем. Уже в декабре родители и маленький ребенок заехали в дом, сделали там ремонт, закупили новую мебель, справили Новый год… Кошмар начался с началом весны.
СНТ, где живет семья, начало топить в марте. Сначала талыми водами размыло единственный въезд в поселок. Александра с маленьким сыном вынуждены были уехать к родителям на время, пока все не успокоится. Взяли с собой только самое необходимое, потому что планировали вернуться.
Уже утром вода поднялась до фундамента. Через день пришла волна с Урала. Начался настоящий потоп.
— Не описать, что я чувствовала в этот момент, находясь в 100 км от дома, в котором мы ничего даже не успели поднять. Муж на работе, его не отпускают вплоть до увольнения. Срочные нервные переговоры, и вот мы уже едем с моими родителями, братом и дядей во всеоружии. Впервые везу от родителей в дом не гостинцы, а резиновые сапоги, заброды, моторную лодку и три рулона огромных мусорных мешков. В этот же вечер мы поплыли к дому, в надежде хоть что то спасти. Вода прибывала на глазах. Успели поднять мебель и собрать вещи сына. Мои рыдания в этот вечер, казалось, слышны были всей планете, — вспоминает оренбурженка.
После того, как вода ушла, семья обнаружила на стенах (к счастью, не несущих) и полах несколько трещин. Прошло с момента паводка 5 месяцев, Александра с мужем и маленьким ребенком вернулись в дом, где предстоит много работы. Выкинули все испорченное, сделали небольшой ремонт, чтобы можно было жить. И встал вопрос по выплатам.
— Самым популярным вопросом был и остается — «ну как вам там выплатили»? Миллион? Два? Ипотеку закрыли? Уже даже не смешно получать такие вопросы. Единовременные выплаты дали нам не больше месяца назад, и только после обращения в прокуратуру. Выплата по потере имущества — единственное, что выплатили в срок, эти деньги сразу перевели за кредит на утопленную мебель, — объясняет Александра.
Страховые выплаты удалось получить только спустя месяц, и то крошечные. Пришлось несколько раз собирать и подавать документы в разных экземпляра, размерах… На просьбу отсрочить платеж по ипотеке им пришел отказ. За съем жилья семье денег не возместили.
— Все эти деньги, это конечно здорово, особенно по новостям, но это ни капли не соизмеримо с тем, сколько все пострадавшие потеряли, и с тем сколько вновь пришлось вложить в свое спасение.
Что же касается долгожданных выплат за капремонт, то семье пришел отказ: причина — у Александры имеется в собственности 22 квадратных метра в родительском доме. При том, что вообще-то, как было сказано, по новым правилам доля в ином жилье может достигать 18 квадратов на каждого члена семьи, то есть выплата, кажется, положена, но — отказ. Разумеется, Александра и ее супруг собираются обжаловать это решение, но на улице холодает, и времени на подготовку дома к зиме остается все меньше.
Александра отмечает, что восстанавливать дом сейчас — удовольствие очень дорогое. По словам молодой матери, стройматериалы подорожали больше, чем на 100%. Причем скачек такой произошел в бюджетном сегменте. Если установка межкомнатной двери стоила 3 500 рублей, то всего за три дня ценник подскочил до 8 000 рублей.
К тому же, говорит женщина, восстанавливать нужно не только сам дом, и все за свой счет:
— Дороги после паводка восстанавливаем за свой счет — все, что до потопа напоминало дорогу, смыло, даже местами газовые трубы вырвало. Сейчас, чтобы минимально улучшить состояние половины улицы, на которой мы живем, люди вынуждены складываться по 20-30 тысяч. Плюс так же мы собирали всем поселком сами деньги на улучшение оврага с одной стороны нашего поселка.
Но женщина не унывает, благодарит близких, друзей, коллег за то, что были в трудную минуту рядом и помогли справиться с паводком.
Отметим, что семья Александры не единственная, кто выплаты после паводка так и не получил. Светлана из СНТ «Газовик» недалеко от Овчинного городка тоже не смогла получить компенсации. Сейчас семья постепенно восстанавливает свой дом, но уже с ужасом ждет следующей весны. Они также отмечают, насколько подорожали стройматериалы и не понимают, как успеют восстановить все до зимы.