Posted 23 августа, 14:45

Published 23 августа, 14:45

Modified 23 августа, 14:45

Updated 23 августа, 14:45

Интеллект древнего крокодила.

Палеонтологам удалось установить уровень интеллекта древних ящеров

23 августа 2024, 14:45
Фото: 1MI
Интеллект древнего крокодила.
Ученые Санкт-Петербургского государственного университета по фрагментам черепа восстановили мозг и нервную систему крокодиломорфа кансайзуха. Подробности в материале 56orb.

Этот предок современных крокодилов обладал схожими с ними когнитивными способностями.

Древний крокодил Кансайзух

Кансайзух (Kansajsuchus extensus) — крупный представитель вымершего семейства параллигаторид, достигавший 4‑5 метров в длину, а некоторые особи вырастали до 7 метров. Этот ящер обитал на территории современного Таджикистана примерно 85 млн лет назад в крупных реках.

Ранее кансайзуха относили к семейству гониофолидид (Goniopholididae). Однако в 2019 году исследователи из Санкт-Петербургского университета установили, что он принадлежал к семейству параллигаторид (Paralligatoridae). Эта вымершая группа крокодиломорфов, тесно связанная с предками современных крокодилов, обитала в Азии на протяжении мелового периода (около 130‑66 млн лет назад). По внешнему виду и образу жизни кансайзух напоминал современных крокодилов, ведя полуводный образ жизни и являясь хищником.

Кансайзух был описан в 1975 году палеонтологом Михаилом Ефимовым из Палеонтологического института имени А. А. Борисяка РАН. Остатки этого крокодиломорфа были обнаружены в 60-х годах прошлого века возле поселка Кансай в Таджикистане в ходе экспедиций под руководством палеонтолога Анатолия Рождественского. В настоящее время эти материалы хранятся в Палеонтологическом музее имени Ю. А. Орлова в Москве.

— Кости кансайзуха были нами довольно подробно описаны в 2019 году, а вот внутреннее строение его черепа было неизвестно. В нашем новом исследовании с помощью компьютерной томографии и 3D‑моделирования мы изучили три фрагмента черепа, включая почти целую мозговую коробку. Это позволило создать трехмерные модели костей мозгового черепа, которые иначе невозможно было подробно изучить, — рассказал доцент кафедры зоологии позвоночных СПбГУ Иван Кузьмин.

Уровень интеллекта Кансайзуха

Ученым удалось сделать эндокасты (слепки) внутренних полостей черепа, где находились мозг, нервы, сосуды, внутреннее ухо и пневматические синусы. На основе этих данных исследователи выяснили устройство нервной системы кансайзуха.

Палеонтологи также сравнили кости и эндокасты мозговой коробки кансайзуха с другими вымершими крокодиломорфами и современными крокодилами, что позволило проследить изменения в строении мозговой коробки в ходе эволюции вплоть до современных видов. Оказалось, что мозг и нервы кансайзуха были схожи с таковыми у современных крокодилов, что позволяет предполагать аналогичный уровень когнитивных способностей.