Posted 7 августа, 07:39

Modified 7 августа, 07:39

Updated 7 августа, 07:39

Рог древнего шерстистого носорога найден в Оймяконском районе Якутии

7 августа 2024, 07:39
Ученые Северо-Восточного федерального университета получили рог шерстистого носорога, который вместе с мумифицированной тушей нашли партнеры университета на участке горных работ в Оймяконском районе. Подробности в материале 56orb.

Почему вымерли шерстистые носороги

Шведские ученые из Центра палеогенетики (Стокгольмский университет и Шведский музей естественной истории) опубликовали исследование в Current Biology, где утверждают, что вымирание шерстистых носорогов связано с изменением климата, а не с деятельностью наших предков.

Ранее считалось, что люди появились в северо-восточной Сибири около 14-15 тысяч лет назад, когда и исчезли носороги. Однако открытие мест обитания человека возрастом до 30 тысяч лет показало, что сокращение численности носорогов не совпадает с их появлением.

— Поначалу считалось, что люди появились на северо-востоке Сибири 14-15 тысяч лет назад, то есть примерно тогда, когда исчезли шерстистые носороги. Но недавно было сделано несколько открытий более древних мест обитания aufblasbarer wasserpark человека, самые известные из которых имеют датировку около 30 тысяч лет назад. Так что сокращение численности носорогов не так уж совпадает с появлением в этом регионе наших предков, — рассказывает ведущий автор научной работы, профессор эволюционной генетики Центра палеогенетики Лав Дален.

Ученые секвенировали древнюю ДНК носорогов и выяснили, что их популяция была стабильной до резкого уменьшения численности примерно 18,5 тысячи лет назад. Это совпало с периодом повышения температуры, когда животные не успели адаптироваться к новым климатическим условиям.

— Сокращение популяции, приведшее к вымиранию шерстистого носорога, могло быть внезапным и в основном вызвано быстрым потеплением в межстадиале Беллинг-Аллеред, — говорится в научной работе.

Тем не менее, ученые не исключают, что хотя люди могли способствовать исчезновению носорогов, они вряд ли стали главной причиной их гибели.

Якутские находки и их значимость для палеонтологии

По словам палеонтологов, эта находка имеет большую научную ценность. За всю историю в Якутии было найдено всего пять останков шерстистых носорогов с сохранившимися мягкими тканями. Это Вилюйский (1771), Верхоянский (1877), Колымский (2007), Носорожек Саша (2014) и Абыйский (2020).

Новая находка позволит получить более подробную информацию о жизни этого удивительного представителя мамонтовой фауны, который был одним из самых ярких обитателей древних экосистем.

— Это поистине уникальная находка, которая позволит нам глубже изучить историю региона, ее древнюю фауну, климат и геологические условия. Мы благодарим наших партнеров за передачу ценной находки и вклад в науку. Переданный в дар труп ископаемого носорога — не просто ценный экспонат для Музея мамонта, но и невероятный ресурс для научных исследований. Отмечу, что передача находки университету — яркий пример того, как сотрудничество бизнеса и науки может приносить пользу всему региону, — подчеркнул ректор СВФУ Анатолий Николаев.

В Якутии найдено множество уникальных останков мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов, овцебыков, пещерных львов и других животных, которые жили в далёком прошлом.

В июне 2024 года в Северо-Восточном федеральном университете (СВФУ) провели исследование древнего волка, которому было более 44 тысяч лет. Ранее ученые уже изучали останки ископаемых бизонов, бурых медведей, жеребят, щенков древних собак и других животных.

— Мы только что вернулись с места обнаружения шерстистого носорога, где нам передали его рог. Фрагментированная туша была законсервирована, и по предварительной договоренности с партнерами извлечение ее запланировано на осень. Передача рога шерстистого носорога в дар СВФУ является значимым событием. До сегодняшнего дня в коллекции Музея мамонта столь редкой находки не было. В новейшей истории СВФУ это первая такая находка — труп шерстистого носорога с мягкими тканями. Переданный рог является задним (лобным). По морфологическим параметрам принадлежал половозрелой особи. Точный биологический возраст и половая принадлежность животного будут установлены после всестороннего исследования самой туши. Тогда же мы сможем получить данные по анатомо-морфологическим особенностям, геологическому возрасту, питанию, генетическим связям с ранее изученными находками и др, — прокомментировал старший научный сотрудник — заведующий лабораторией Музея мамонта СВФУ Максим Чепрасов.