В Оренбургском областном суде состоялось первое заседание по коллективному иску зоозащитников, которые требуют отменить региональный закон, допускающий усыпление бездомных собак.
Напомним, депутаты Заксоба приняли новый закон, согласно которому бездомных животных будут отлавливать, помещать в пункты временного содержания, выкладывать фото собак на специальный сайт в интернет (вдруг у собаки есть хозяин, просто она потерялась, или, может, кто-то просто пожалеет зверушку и заберет ее себе), а невостребованных, кому не удалось найти владельца, гуманно усыплять. То есть, фактически, депутаты решили вернуться к старой системе, действовавшей в России до 2019 года, когда по всей стране была введена программа ОСВВ (отлов-стерилизация-вакцинация-возврат на место обитания).
Но зоозащитники решили отменить этот «живодерский» закон, и подали коллективный (от 134 истцов!) иск в суд. Параллельно они объявили сбор денег, чтобы оплатить перелет и проживание в гостинице для трех «звездных» зооюристов, очень популярных в зоозащитной среде: Сергея Егорова, Светланы Зиберт, Олега Телегина. С первой попытки подать иск у них не вышло, была допущена «детская» юридическая ошибка (закон тогда еще не вступил в силу, нечего было опротестовывать), а вот со второй суд иск принял. И 29 июля состоялось первое заседание.
Как ни странно, столичные «звезды» на него не приехали: как объяснила Элла Игнат, общественный зооинспектор и одна из лидеров оренбургского зоозащитного движения, юристы прибудут позднее, на одно из следующих заседаний. Поэтому позиции истцов никто не услышал (услышали позднее, после заседания, да еще как, но это было уже вне официального процесса).
Представитель ответчика, юрист Заксоба, заявил, что новый региональный закон не противоречит федеральному законодательству, и отменять его не нужно.
Произошел и такой юридический курьез: зоозащитницы принесли в суд паспорта своих собак, чтобы доказать, что их права как владельцев животных нарушаются областным законом. Но юрист Заксоба возразил: в законе речь идет о животных без владельцев, прав хозяев собак он вообще не затрагивает.
На этом, собственно, официальная часть и закончилось: судья назначила дату следующего заседания (19 августа) и покинула зал. Вот тут-то и началось.
Зоозащитницы (на заседание пришли 8 женщин) принялись кричать на присутствовавшего здесь же Ивана Кочугурова — автора областного закона. Не стесняясь камер, они обвиняли депутата в краже денег, выделенных на стерилизацию собак («Вы обвиняете меня в воровстве?» — уточнил Кочугуров, и услышал твердое «Да!»). Шоу продолжилось в коридоре суда, где разбушевавшиеся зоозащитницы «выдали базу», заявив, что «Собаки лучше людей». В дело пришлось вмешаться судебным приставам. Выглядело (и звучало) это так.
Ну, и напоследок одна из женщин заявила:
— Мальчик [очевидно, имеется в виду ребенок, прошлой весной растерзанный собаками] получил, что заслужил, его не жалко.
Напомним, ранее одна оренбургская зоозащитница уже была осуждена за распространение сведений, порочащих погибшего ребенка: она в соцсетях утверждала, будто бы он был садистом, жестоко издевался над собаками. Позднее в суде женщина признала, что «добросовестно заблуждалась», и ее обязали выплатить семье погибшего 100 тысяч рублей.