По всей стране продолжаются споры по поводу возможного запрета ношения никабов — традиционного женского головного убора мусульманок, закрывающего лицо, с узкой прорезью для глаз.
Дискуссия разгорелась сразу после того, как глава Совета по правам человека при президенте Валерий Фадеев выступил за их запрет в России. Аргумент такой меры — снижение рисков экстремизма, ведь, когда граждане скрывают свое лицо, это сильно осложняет работу полиции и спецслужб.
Заявление Фадеева вызвало негодование муфтия Москвы Ильдара Аляутдинова, который назвал подобные призывы «актом нарушения норм светского права и Конституции». А первый зампред комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов и вовсе заявил, что такое посягательство будет расценено как недружественные шаги в отношении ислама.
Однако нашлись среди мусульман, в том числе и духовенства, те, кто позицию Фадеева, напротив, поддержал, подчеркивая, что даже в ряде мусульманских стран существуют подобные ограничения.
Волгоградский муфтий Бата Кифах Мохамад, например, выступил против ношения никабов в России, отметив, что в Священном Писании не сказано об обязанности женщины закрывать свое лицо, а эта традиция и вовсе «пришлая».
— Никаб не является обязательным в исламе. Женщины должны носить хиджаб, то есть покрывать голову, но оставлять открытым лицо. Я лично выступаю против ношения никаба. Это пришлая традиция, не относящаяся к народам России, — рассказал «Новостям Волгограда» Бата Кифах Мохамад.
По словам муфтия, никаб — это частый атрибут религиозных радикалов, а в России их носят единицы.
Зампредседателя Духовного управления мусульман Республики Башкортостан также заявил, что носить никаб — скорее исключение, чем правило.
— Во-первых, это единичные случаи. Носят никаб, как правило, иностранки (выходцы из ближнего зарубежья — прим. авт.). Но в нашем менталитете он отсутствует, этот никаб — что раньше не было его, что сейчас, — сообщил он «Медиакорсеть».
Против ношения никаба ранее выступили также муфтий Чечни Салах Межиев и председатель комиссии по миграционной политике Совета по правам человека при главе Республики Башкортостан Эльза Маулимшина.
Стоит заметить, что такая одежда уже запрещена в некоторых странах с почти полностью исламским населением: например, в Таджикистане.
Редакция 56orb.ru обратилась за комментарием по поводу отношения к идее запрета ношения никабов к муфтию Оренбургской области. Его помощница по телефону подтвердила, что письменный запрос был получен, однако заявила, что Альфит-Абдулла хазрат Шарипов ничего по этому поводу говорить не станет. Узнать точку зрения председателя Духовного управления мусульман Оренбургской области так и не удалось.
Сегодня позицию о запрете ношения никабов в России разделяет также МВД РФ, аргументируя это обеспечением общественной безопасности. Тут вспомнить случай, который произошел в 2015 году в столичном метро. В Сеть попало видео, на котором запечатлена была женщина в никабе. Она отказывалась показывать свое лицо правоохранителям для проверки документов из-за религиозных убеждений.
А несколько лет назад другую женщину отказались обслуживать сотрудники банка из-за того, что попросту не смогли идентифицировать ее личность никабе.
Год назад в Москве молодой человек призвал девушку в таком головном уборе соблюдать правила антитеррористической безопасности и «носить нормальную одежду».
К слову, запрет на ношение никаба и паранджи (закрывающей еще и глаза) закреплен на законодательном уровне во многих странах. И даже там, где народ традиционно исповедует ислам. Например, в Узбекистане, Таджикистане, Египте, Тунисе, Индонезии и Марокко. Аналогичные шаги предпринимаются и в Киргизии. А в Европе закрывающая лицо одежда под запретом во Франции и Швейцарии.