Цены на автомобили за последний год значительно подскочили. Согласно открытым данным, средняя стоимость новой легковой машины в сентябре 2023 года превысила отметку в 2,7 млн рублей. Для сравнения, два с половиной года назад, по итогам 2020 года, средний показатель составлял менее 1,68 млн рублей, а в 2015 году машины в среднем продавались по 1,19 млн рублей. Отдельные модели подорожали на 13-75% за год. Например, «Лада Гранта» выросла в цене на 13%, «Чери Тигго 4» — на 75%.
С чем связан такой скачок цен, кому выгодно производить автомобили и что все же доступно россиянам на рынке сейчас, рассказал в интервью корреспонденту 56orb генеральный директор российско-китайской транспортной компании «RusTransChina» Александр Стрельников.
Автовладельцы, которые регулярно мониторят рынок, при покупке новой машины все чаще склоняются к отечественной «Ладе». Водителей уверяют, что это самая доступная машина сейчас на рынке, только вот они при расчете кредита в этом не совсем уверены.
— Я хотел купить «Ладу Гранту», так как по стоимости она сейчас самая доступная. Реклама обещает, что я заплачу за нее примерно 700 тысяч рублей, но в автосалонах Оренбурга машина сейчас стоит 1 108 000 рублей. Я попросил рассчитать мне кредит на эту машину с самыми минимальными выплатами. Когда мне озвучили, сколько я должен буду платить в месяц, меня это мягко говоря удивило: 22 тысячи рублей на 7 лет. То есть я получу одну «Гранту», а заплачу за две. Не понимаю, почему машины сейчас рассчитываются по цене ипотеки за дом, — поделился с нами автолюбитель Владимир.
Эксперт Александр Стрельников отмечает, что как ни крути, одним из лидеров в категории бюджетных автомобилей является Lada Granta. Этот автомобиль предлагается по стартовой цене, начиная от 700 тысяч рублей, что делает его одним из самых доступных новых автомобилей на российском рынке. Если хотите иномарку, то еще одним примером доступного автомобиля является Datsun On-Do. Этот автомобиль также предлагается по цене, начиная от 700 тысяч рублей.
— Важно отметить, что цены на автомобили могут варьироваться в зависимости от комплектации, региона продажи и актуальных акций дилеров. Также стоит учитывать расходы на страхование, топливо и обслуживание, которые также влияют на общую стоимость владения автомобилем, — отмечает специалист.
Про средний сегмент автомобилей даже говорить не стоит, потому что там и ежемесячные выплаты получаются больше, и ценник раза в три выше.
Многие автопроизводители сейчас ушли с рынка, поэтому наши стараются их как-то заменить. Так, сейчас в России всего несколько крупных заводов по производству машин: АвтоВАЗ (Granta, Vesta, Niva, Largus), Московский завод «Москвич» (кроссовер «Москвич 3»), УАЗ (Hunter, Patriot), ГАЗ, КАМАЗ.
При этом заводы, которые производили автомобили известных брендов, типа «Шкода», «Рено», сейчас приостановили свою работу и ждут либо продажи, либо уже проданы и реорганизованы.
И если с иномарками проблема в ценники понятно откуда складывается, то вот на авто, которые производятся в России, — не очень. Оказалось, что и здесь цена даже на ту же «Ладу Гранту» вполне оправдана.
— Цена автомобиля, собираемого в России, складывается из нескольких факторов: стоимость комплектующих (большая часть экспортируется), зарплата рабочим, амортизация оборудования, налоги и сборы, маркетинговые и дилерские наценки. Не стоит забывать и о государственном регулирование, утилизационный сбор, таможенные пошлины, — объясняет Александр Стрельников.
Плюс ко всему в России ограниченная конкуренция, что позволяет производителям удерживать цены на высоком уровне. Не забывайте и об одной из главных проблем — низкая покупательная способность населения: заводы завышают цены, чтобы хоть как-то оставаться на плаву.
Отдельно эксперт отметил, что в последнее время цены неумолимо ползут вверх еще по нескольким причинам:
И все же доходы от автомобилей по большей части попадают к кому-то в карман. Давайте разбираться, кто же получает большую прибыль.
— Доход от производства автомобилей может варьироваться в зависимости от различных факторов, таких как объем продаж, ценообразование, издержки производства и структура рынка. Доход от производства автомобилей распределяется между различными участниками цепочки поставок, включая автопроизводителей, дилеров и поставщиков компонентов, — объясняет эксперт.
Первые в цепочке — автопроизводители. Например, Toyota, Volkswagen, General Motors и другие получают значительную долю дохода от продажи автомобилей. Они инвестируют значительные средства в исследования и разработки, маркетинг и создание дилерских сетей, чтобы максимизировать свои продажи и прибыль.
Затем идут дилеры, которые получают доход от продажи автомобилей конечным потребителям. Они покупают автомобили у производителей по оптовым ценам, а затем продают их с наценкой розничным покупателям.
Завершают цепочку поставщики компонентов. Существует множество компаний, которые специализируются на производстве автомобильных компонентов, таких как двигатели, трансмиссии, электроника и другие части. Эти поставщики продают свои продукты автопроизводителям по согласованным ценам. Их доход зависит от объема продаж компонентов, их способности к инновациям и эффективности производства.
Есть еще несколько звеньев в этой цепочке, но доход они получают мизерный. К ним относятся государство со своими налогами и работники автосалонов и заводов.
В завершении эксперт отметил, что цены на автомобили сейчас продолжают оставаться высокими и будут расти, но уже более умеренными темпами, в пределах уровня инфляции.